Саморазвитие студентов сквозь призму электронного портфолио

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается одна из актуальных задач высшего образования на современном этапе – формирование личности специалиста, способного к саморазвитию в условиях цифровизации образования Российской Федерации. Формирование системы непрерывного образования в России в первую очередь является результатом этого процесса, так как самообразование специалиста – это необходимое условие успешного трудоустройства, карьерного роста, социальной и профессиональной мобильности в настоящее время. При этом потребности и возможности различных форм непрерывного образования неравномерно распределены в различных отраслях. Так, для IT-отрасли требуется постоянное самообразование сотрудников. Практика показывает, что среднее общее образование, как правило, не формирует у выпускников необходимых навыков самообразования. Поэтому вопросы управления саморазвитием бакалавров, формирования готовности к непрерывному образованию являются весьма актуальными для высшей школы. В статье описаны условия формирования готовности бакалавров к продолжению образования в различных его формах (формальное, неформальное, информальное) с использованием системы электронного портфолио, являющейся неотъемлемой частью электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) вуза. Полученные материалы могут служить основой для разработки единого электронного образовательного пространства вузов России.

Об авторах

Татьяна Валерьяновна Добудько

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tdobudko@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Сергей Васильевич Горбатов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: gorbatovsv@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Александр Валерьянович Добудько

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: a.dobudko@pgsga.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Ольга Исааковна Пугач

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: olpugach@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Список литературы

  1. Статистическое измерение соответствия квалификации занятого населения выполняемой работе (данные Федеральной службы государственной статистики) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики – http://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/stat-izm.pdf.
  2. Райхерт Т.Н., Сыромятников В.Н. Динамическое обучение как основа методики преподавания дисциплин информационного цикла // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. № 3 (36). С. 74–79.
  3. Система переподготовки преподавательских кадров и ее роль в повышении качества образования / А.Л. Бусыгина, В.А. Гусев, С.В. Левина, В.Н. Лисачкина и др. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19, № 6. С. 12–17.
  4. Пархитько Н.П. Развитие непрерывного образования в России. Проблемы и перспективы // Постсоветские исследования. 2019. № 4. С. 1210–1216.
  5. Петров Ю.Н. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования: Аспект управления: дис. … д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 1996. 220 с.
  6. Додока С.Н. Структура и технология формирования информационно-обучающего пространства в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. М., 2003. 433 с.
  7. Маливанов Н.Н. Теория и практика формирования в системе непрерывного образования: профессионально важных качеств инженера как субъекта инновационной деятельности: дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2005. 370 с.
  8. Просвиркин В.Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. М., 2008. 557 с.
  9. Овчинникова И.Г. Развитие информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2009. 341 с.
  10. Орешкина А.К. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. М., 2009. 417 с.
  11. Пищулина Т.В. Становление студента вуза как объекта непрерывного профессионального образования: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2012. 367 с.
  12. Теплая Н.А. Многоуровневая система формирования информационной культуры обучающихся инженерного профиля в условиях непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. Шуя, 2016. 463 с.
  13. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 400 с.
  14. Козырева О.А. Качество теоретизации и формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24, № 179. С. 20–31.
  15. Павлова Л.Н. Глобальные тенденции обеспечения образовательной и научной деятельности и задачи их внедрения в университете // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2016. № 5 (89). С. 3–14.
  16. Коршунов И.А., Гапонова О.С., Гапонова Н.С. Обучение и образование взрослых в контексте экономического развития регионов // Экономика региона. 2019. № 1. С. 107–120.
  17. Тенденции и перспективы развития он-лайн образования / М.П. Прохорова, Т.Е. Лебедева, А.В. Лабазова, К.В. Белоусова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 45–50.
  18. Голицына И.Н. Гибкое обучение в традиционном учебном процессе // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 113–117.
  19. Смолянинова О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 332 с.
  20. Электронное портфолио студента как инструмент оценки сформированности компетенций на итоговой аттестации / Т.В. Добудько, В.И. Пугач, С.В. Горбатов, А.В. Добудько // Информационные технологии в социальной сфере: мат-лы V междунар. заоч. науч.-практ. конф. Самара: СГСПУ, 2017. С. 64–69.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Эффективность высшего образования для карьеры выпускника (по данным [1])

Скачать (41KB)
3. Рисунок 2 – Намерение продолжить обучение (по данным [13, с. 39])

Скачать (43KB)
4. Рисунок 3 – Участие населения в различных формах непрерывного образования (диаграмма составлена по данным [5, с. 44–46])

Скачать (19KB)

© Добудько Т.В., Горбатов С.В., Добудько А.В., Пугач О.И., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».