Исследование ценностных аспектов становления профессиональной идентичности будущих педагогов
- Авторы: Беркутова Д.И.1, Громова Е.М.1, Горшкова Т.А.1
-
Учреждения:
- Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
- Выпуск: Том 8, № 3 (2019)
- Страницы: 261-264
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/34386
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201983304
- ID: 34386
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье актуализируется одна из важнейших проблем современного высшего образования – становление профессиональной идентичности будущего педагога. Авторами изучается история проблемы идентичности, анализируются основные теоретические подходы к сущности понятия с точки зрения зарубежных и отечественных ученых, приводятся варианты планирования так называемой горизонтальной и вертикальной карьеры педагога. В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза в контексте планирования ими карьерной стратегии. Экспериментальную выборку респондентов составили студенты очной формы обучения факультета физико-математического и технологического образования ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». Диагностирование проводилось по методике Ф. Герцберга, направленной на выявление преобладающей роли гигиенических факторов либо мотиваторов в карьере, а также методике Э. Шейна «Якоря карьеры», используемой для определения ведущих профессиональных мотивов. Результаты исследования подвергнуты тщательному анализу. В статье приводятся сравнительные данные проведенных диагностик в выборках студентов направлений подготовки «Педагогическое образование» и «Профессиональное обучение». Полученные материалы могут служить отправной точкой для дальнейших теоретических и практических разработок проблемы успешного становления профессиональной идентичности молодого педагога.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Диана Искандеровна Беркутова
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Автор, ответственный за переписку.
Email: diana820329@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик математического и информационно-технологического образования
Россия, УльяновскЕкатерина Михайловна Громова
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Email: gromova_ek@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик математического и информационно-технологического образования
Россия, УльяновскТатьяна Анатольевна Горшкова
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Email: uln75@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик математического и информационно-технологического образования
Россия, УльяновскСписок литературы
- Несмеянова Р.К., Липатов С.А. Актуальные тенденции исследования организационной идентификации в зарубежной психологии // Человеческий капитал. 2018. № 1 (109). С. 60–71.
- Ericson E.H. Identity, youth and crisis. L.: Faber and Faber, 1968. 338 p.
- Marcia J.E. Identity in adolescence // Handbook of Adolescents Psychology / Ed. by J. Adelson. N.Y.: John Wiley, 1980. P. 159–187.
- Бурганова Л.А., Савкина Е.Г. Элтон Мэйо: теоретик и практик управления: монография. М.: Инфра-М, 2012. 111 с.
- Сушков И.Р. Социально-психологическая теория Джона Тернера // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 3. С. 115–126.
- Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982. 528 p.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. М.: МОСУ, 2001. 272 с.
- Мищенко Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза: дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. Ярославль, 2005. 224 с.
- Озерина А.А. Специфика профессиональной идентичности студентов-бакалавров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. 2011. № 1 (1). С. 100–104.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 118 с.
- Стефаненко Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформация идентификационных структур в современной России / под ред. Т.Г. Стефаненко. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 11–29.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2001. 42 с.
- Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Подготовка современной молодежи к планированию профессиональной карьеры: монография. Ульяновск: УлГПУ, 2013. 170 с.
- Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Ценности личности как основа жизненной и профессиональной стратегии // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 315.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 3-е изд. / Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. 672 с.
- Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: учеб. пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 298 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. 432 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2004. 302 с.
- Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, 2006. 176 с.
Дополнительные файлы
