Проблемы интеграции студентов-иностранцев в образовательную среду педагогического вуза
- Авторы: Арестова И.Ю.1
-
Учреждения:
- Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
- Выпуск: Том 8, № 3 (2019)
- Страницы: 251-256
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/34384
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201983302
- ID: 34384
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проведен опрос-анкетирование среди студентов-иностранцев, обучающихся на факультете естественнонаучного образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, расположенного в Республике Чувашия, г. Чебоксары. Использована методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реан, В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой, а также проведено анкетирование с целью выявления социально-педагогических условий адаптации студентов в вузе. Установлены ведущие мотивы, определяющие стремление студентов-иностранцев к получению высшего образования в российских городах. Выявлена динамика изменений учебной мотивации студентов. Выявлено, что оценка иностранными студентами работы руководства вуза и факультета свидетельствует о благоприятной социально-педагогической обстановке образовательной среды, сложившейся на факультете и вузе в целом. Отмечены слабые знания студентов-иностранцев специальной терминологии, используемой при изучении естественнонаучных дисциплин. Выявлена необходимость в более раннем ознакомлении студентов-иностранцев с профессиональной деятельностью бакалавров педагогического образования. Обучение в педагогическом вузе является достаточно востребованным для иностранных граждан из государств Средней Азии. Работа со студентами-иностранцами обогащает педагогический опыт профессорско-преподавательского состава. Усиление поликультурных связей, создание условий, способствующих полноценной самореализации личности студента-иностранца, облегчает процесс его адаптации и интеграции в образовательном пространстве. Становление будущего бакалавра педагогического образования как специалиста происходит в условиях изменения мотиваций на протяжении процесса обучения. При этом важным моментом является уверенность в правильности выбора будущей профессии и обретение смысла будущей профессии. В таких условиях учебно-познавательные мотивы приобретают большую значимость и стимулируют студентов в приобретении знаний именно в области выбранной профессии.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Инесса Юрьевна Арестова
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Автор, ответственный за переписку.
Email: nessizz@rambler.ru
кандидат биологических наук, доцент кафедры биоэкологии и химии
ЧебоксарыСписок литературы
- Павлюкова Ю.В., Дрягалова Е.А. Особенности социально-педагогической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере арабских студентов в центре предвузовской подготовки) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 499.
- Баджаева Л.В., Омурзаков М.В. Проблема адаптации студентов-иностранцев в российских вузах (на примере Калмыцкого государственного университета) // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 10-й междунар. науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 20 марта 2016 г.). Махачкала: Апробация, 2016. С. 5–7.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 512 с.
- Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1991. 51 с.
- Мазитова Л.Т. Социальная адаптация иностранных студентов: на примере вузов Башкортостана: автореф. дис. … канд. соц. наук. Уфа, 2002. 20 с.
- Моднов С.И., Ухова Л.В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. Т. I (Гуманитарные науки). С. 111–115.
- Bashir S. Trends in international trade in higher education: Implications and options for developing countries, Washington, DC: World Bank. World Bank Education Working Paper Series № 6. 2007. 98 p.
- Adnett N. The growth of international students and economic development: Friends or foes? // Journal of Education Policy. 2010. Vol. 25. P. 625–637.
- Ulrich Teichler International Student Mobility and the Bologna Process // Research in Comparative and International Education. 2012. Vol. 7. № 1. P. 34–49.
- Николаева И.В. Влияние Болонского процесса на российскую систему образования // Сфера услуг: инновации и качество. 2016. № 22. С. 10.
- Пецольдт К., Сутырин С.Ф., Елкина А.С. Конкурентоспособность вуза в условиях интернационализации высшего образования // Проблемы современной экономики. 2007. № 1. С. 277–282.
- Пименова Н.Ю. О стратегии продвижения российского рынка образования на международный рынок // Стратегическое управление университетом: практика и анализ. 2006. № 1. С. 15–26.
- Российское высшее образование в цифрах [Электронный ресурс] // Study in Russia. Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. – https://studyinrussia.ru/why-russia/russian-education-in-figures.
- Richard B. Freeman What Does Global Expansion of Higher Education Mean for the United States? // American universities in a global market / Ed. by C. Clotfelter. Chicago: University of Chicago Press. P. 373–411. doi: 10.7208/chicago/9780226110455.003.0012.
- Maria P. Cantu Three Effective Strategies of Internationalization in American Universities // Journal of International Education and Leadership. 2013. Vol. 3, is. 3. 12 p.
- Чупина В.А., Плешакова А.Ю. Интернационализация процесса высшего профессионального образования: проблемы и векторы развития // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 (51). С. 108–116.
- Altbach P. Globalization and the university: Myths and realities in an unequal world. Tertiary Education and Management, 2004. Vol. 10, is. 1. P. 3–25.
- Ayoubi R.M., Massoud H.K. The strategy of internationalization in universities: A quantitative evaluation of the intent and implementation in UK universities // International Journal of Educational Management, 2007. Vol. 21, is. 4. P. 329–349. doi: 10.1108/09513540710749546.
- Иванов Д.Е., Егорова Л.Д. Социально-культурная адаптация студентов иностранцев как проблема современных вузов России // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2014. № 3 (83). С. 122–127.
- Погукаева А.В., Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л. Адаптация иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 294.
- Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. 280 с.
- Зиятдинов А.М., Матухин Е.Л., Нкетия Ньяме Д., Садыков Т.Г., Аль-Хиляль Р., Дари Кори В., Зиятдинова Р.М. Актуальные проблемы обучения студентов-иностранцев в российских высших технических учебных заведениях // Актуальные проблемы социально-экономической и экологической безопасности Поволжского региона: сборник материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. Казань: Мир без границ, 2016. С. 303–306.
- Гончарова И.П. Проблема языковой подготовки студентов-иностранцев – будущих врачей // Профессиональное лингвообразование: мат-лы 6-й междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород: Нижегородский институт управления, 2012. С. 64–72.
Дополнительные файлы
