Проблемы интеграции студентов-иностранцев в образовательную среду педагогического вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проведен опрос-анкетирование среди студентов-иностранцев, обучающихся на факультете естественнонаучного образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, расположенного в Республике Чувашия, г. Чебоксары. Использована методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реан, В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой, а также проведено анкетирование с целью выявления социально-педагогических условий адаптации студентов в вузе. Установлены ведущие мотивы, определяющие стремление студентов-иностранцев к получению высшего образования в российских городах. Выявлена динамика изменений учебной мотивации студентов. Выявлено, что оценка иностранными студентами работы руководства вуза и факультета свидетельствует о благоприятной социально-педагогической обстановке образовательной среды, сложившейся на факультете и вузе в целом. Отмечены слабые знания студентов-иностранцев специальной терминологии, используемой при изучении естественнонаучных дисциплин. Выявлена необходимость в более раннем ознакомлении студентов-иностранцев с профессиональной деятельностью бакалавров педагогического образования. Обучение в педагогическом вузе является достаточно востребованным для иностранных граждан из государств Средней Азии. Работа со студентами-иностранцами обогащает педагогический опыт профессорско-преподавательского состава. Усиление поликультурных связей, создание условий, способствующих полноценной самореализации личности студента-иностранца, облегчает процесс его адаптации и интеграции в образовательном пространстве. Становление будущего бакалавра педагогического образования как специалиста происходит в условиях изменения мотиваций на протяжении процесса обучения. При этом важным моментом является уверенность в правильности выбора будущей профессии и обретение смысла будущей профессии. В таких условиях учебно-познавательные мотивы приобретают большую значимость и стимулируют студентов в приобретении знаний именно в области выбранной профессии.

Об авторах

Инесса Юрьевна Арестова

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Автор, ответственный за переписку.
Email: nessizz@rambler.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры биоэкологии и химии

Чебоксары

Список литературы

  1. Павлюкова Ю.В., Дрягалова Е.А. Особенности социально-педагогической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере арабских студентов в центре предвузовской подготовки) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 499.
  2. Баджаева Л.В., Омурзаков М.В. Проблема адаптации студентов-иностранцев в российских вузах (на примере Калмыцкого государственного университета) // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 10-й междунар. науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 20 марта 2016 г.). Махачкала: Апробация, 2016. С. 5–7.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 512 с.
  4. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1991. 51 с.
  5. Мазитова Л.Т. Социальная адаптация иностранных студентов: на примере вузов Башкортостана: автореф. дис. … канд. соц. наук. Уфа, 2002. 20 с.
  6. Моднов С.И., Ухова Л.В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. Т. I (Гуманитарные науки). С. 111–115.
  7. Bashir S. Trends in international trade in higher education: Implications and options for developing countries, Washington, DC: World Bank. World Bank Education Working Paper Series № 6. 2007. 98 p.
  8. Adnett N. The growth of international students and economic development: Friends or foes? // Journal of Education Policy. 2010. Vol. 25. P. 625–637.
  9. Ulrich Teichler International Student Mobility and the Bologna Process // Research in Comparative and International Education. 2012. Vol. 7. № 1. P. 34–49.
  10. Николаева И.В. Влияние Болонского процесса на российскую систему образования // Сфера услуг: инновации и качество. 2016. № 22. С. 10.
  11. Пецольдт К., Сутырин С.Ф., Елкина А.С. Конкурентоспособность вуза в условиях интернационализации высшего образования // Проблемы современной экономики. 2007. № 1. С. 277–282.
  12. Пименова Н.Ю. О стратегии продвижения российского рынка образования на международный рынок // Стратегическое управление университетом: практика и анализ. 2006. № 1. С. 15–26.
  13. Российское высшее образование в цифрах [Электронный ресурс] // Study in Russia. Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. – https://studyinrussia.ru/why-russia/russian-education-in-figures.
  14. Richard B. Freeman What Does Global Expansion of Higher Education Mean for the United States? // American universities in a global market / Ed. by C. Clotfelter. Chicago: University of Chicago Press. P. 373–411. doi: 10.7208/chicago/9780226110455.003.0012.
  15. Maria P. Cantu Three Effective Strategies of Internationalization in American Universities // Journal of International Education and Leadership. 2013. Vol. 3, is. 3. 12 p.
  16. Чупина В.А., Плешакова А.Ю. Интернационализация процесса высшего профессионального образования: проблемы и векторы развития // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 (51). С. 108–116.
  17. Altbach P. Globalization and the university: Myths and realities in an unequal world. Tertiary Education and Management, 2004. Vol. 10, is. 1. P. 3–25.
  18. Ayoubi R.M., Massoud H.K. The strategy of internationalization in universities: A quantitative evaluation of the intent and implementation in UK universities // International Journal of Educational Management, 2007. Vol. 21, is. 4. P. 329–349. doi: 10.1108/09513540710749546.
  19. Иванов Д.Е., Егорова Л.Д. Социально-культурная адаптация студентов иностранцев как проблема современных вузов России // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2014. № 3 (83). С. 122–127.
  20. Погукаева А.В., Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л. Адаптация иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 294.
  21. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. 280 с.
  22. Зиятдинов А.М., Матухин Е.Л., Нкетия Ньяме Д., Садыков Т.Г., Аль-Хиляль Р., Дари Кори В., Зиятдинова Р.М. Актуальные проблемы обучения студентов-иностранцев в российских высших технических учебных заведениях // Актуальные проблемы социально-экономической и экологической безопасности Поволжского региона: сборник материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. Казань: Мир без границ, 2016. С. 303–306.
  23. Гончарова И.П. Проблема языковой подготовки студентов-иностранцев – будущих врачей // Профессиональное лингвообразование: мат-лы 6-й междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород: Нижегородский институт управления, 2012. С. 64–72.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Арестова И.Ю., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».