Формирование культуры поведения студентов вуза средствами технологий личностно ориентированного образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается, что одним из способов решения задачи формирования культуры поведения студентов вуза является реализация преподавателем технологий личностно ориентированного образования. Обозначается специфика поступков-слов и поступков-дел в поведении человека. Раскрывается различие между действием-операцией (рассматривается безотносительно его морального, нравственного значения) и действием-поступком (рассматривается с точки зрения морального, нравственного значения). Обосновывается эффективность технологий личностно ориентированного образования для формирования культуры поведения студентов через обращение к основным положениям парадигмы личностно ориентированного образования: положение о ценностях личностно ориентированного образования (личность, культура, творчество), положение о цели личностно ориентированного образования (воспитание целостного человека культуры, природная, социальная и культурная сущности которого находятся во взаимосвязи); положение о функциях личностно ориентированного образования (гуманитарная, культуросозидательная, интегрирующая). Показывается специфика личностно ориентированного образования, заключающаяся в том, что, во-первых, жизненные ситуации, воссоздаваемые в образовательном пространстве личности, требуют организации личностного способа жизнедеятельности воспитуемого; во-вторых, особое место занимает развитие ценностно-смысловой сферы сознания воспитанников, в то время как в рамках традиционной образовательной парадигмы акцент делается на развитии познавательной сферы. Рассматривается триада «задача - диалог - игра» как база технологий личностно ориентированного образования. Приводятся примеры игр, построенных с использованием технологий личностно ориентированного образования и способствующих формированию культуры поведения студентов (игра «Вербальное поведение (уверенное, неуверенное и грубое)»; игра «Невербальные формы уверенного, неуверенного, грубого поведения»; игра «Чувство собственного достоинства»; игра-дискуссия «Умейте чувствовать рядом с собой человека»; игра-метафора, игра-самокритика, игра - выбор тактики).

Об авторах

Анжелика Николаевна Цепкова

Самарский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zepkovaan@mail.ru

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры высшей математики и экономико-математических методов

Россия, Самара

Список литературы

  1. Василенко В.А. Мораль и общественная практика. М.: МГУ, 1983. 176 с.
  2. Анисимов С.Ф. Моральная мотивация // Этика / под ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2000. С. 367-383.
  3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-16.
  4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
  5. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.
  6. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1996. № 5. С. 72-80.
  7. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16-21.
  8. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.
  9. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
  10. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования // Библиотека журнала «Директор школы». 2000. № 7. 176 с.
  11. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М.: КСП+, 2003. 432 с.
  12. Демидова С.Б. Личностно-ориентированные технологии в учебном процессе университета // Человеческий капитал. 2016. № 3 (87). С. 95-97.
  13. Нечаев М.П. Личностно-ориентированные образовательные технологии как ресурс развития качества образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2017. Т. 16. № 1. С. 38-44.
  14. Цыренов В.Ц. Исторические аспекты генезиса концепций личностно-ориентированного образования в педагогике // Мир образования - образование в мире. 2016. № 3 (63). С. 7-15.
  15. Библер В.С. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 34-42.
  16. Хмель Т.А. Личностный аспект профессионально-педагогической подготовки студента педагогического вуза // Формирование личности учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки: сборник научных трудов. М., 1988. С. 4-9.
  17. Позднякова О.К. Гуманистическая позиция студента - будущего учителя (теория и практика): монография. Самара: СГПУ, 2001. 191 с.
  18. Гришин Д.М., Терентьев А.Н. Уроки нравственности. Тула: ТПГИ, 1978. 144 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Цепкова А.Н., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».