Методика оценивания социально-коммуникативных умений у будущих архитекторов в процессе деловых игр

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель статьи состоит в обосновании и апробации методики проведения и оценивания социально-коммуникативных умений, формируемых с помощью деловых игр на примере игры «Близнецы и клоны». Разработка анкеты, выявляющей уровень сформированности требуемых умений, проводилась на основании анализа научных публикаций, посвящённых созданию критериально-оценочного аппарата и специфике психологических этапов обучения будущих архитекторов. Были предложены критерии оценивания уровня сформированности социально-коммуникативных умений в соответствии с тремя этапами их формирования: выявление мотивации к осуществлению социально-коммуникативных практик в архитектурном проектировании (1 этап); наличие опыта включения социально-профессионального взаимодействия в учебное проектирование при участии преподавателя (2 этап); наличие опыта самостоятельного включения социально-профессионального взаимодействия в учебное проектирование (3 этап). В эмпирических исследования приняли участие более 80 студентов архитектурного факультета Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов продемонстрировали эффективность разработок. Деловая игра привела к значительному (на 15–20%) улучшению социально-коммуникативных навыков у 90% участников, особенно в части мотивации к профессиональному общению и опыта использования его в учебных проектах. В устных опросах студенты также положительно оценивают новый опыт. Научная новизна работы заключается в том, что впервые была предложена поэтапная система оценивания социально-коммуникативных умений архитектора, проведено сравнение уровня владения социально-коммуникативными умениями архитектора до и после интеграции контекстной деловой игры в учебный процесс. В развитии исследования планируется расширение интеграции социально-коммуникативных практик в процесс профессионального обучения студентов, освоение успешного опыта архитекторов и приобретение творческой самостоятельности при использовании социально-профессиональных коммуникаций в архитектурной деятельности.

Об авторах

Ирина Владимировна Топчий

Московский архитектурный институт

Email: top@marhi.ru

кандидат архитектуры, директор подготовительных курсов

Россия, Москва

Инна Александровна Миронова

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Автор, ответственный за переписку.
Email: ogu_arh@mail.ru

кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой архитектуры

Россия, Орёл

Список литературы

  1. Долыева А.Г., Кадыров А., Артыков К. Архитектура и общество: как здания отражают культурную идентичность // Наука и мировоззрение. 2025. Вып. 41–1. С. 253–258.
  2. Перькова М.В., Вайтенс А.Г., Баклаженко Е.В. Классификация градостроительных конфликтов // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2018. № 12. С. 83–90. doi: 10.12737/article_5c1c99640dff53.24262657.
  3. Сериков В.В., Топчий И.В. Оценка будущими архитекторами процесса становления их инверсивно-коммуникативной компетенции // Образование и общество. 2023. № 2 (139). С. 78–94.
  4. Пилипенко Е.В., Сержанович В.И. Взаимосвязь коммуникативных способностей и профессиональной направленности личности // Endless light in science. 2023. № 10. С. 623–630.
  5. Шакирова О.В., Булдакова Н.В. Исследование уровня готовности будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы // Вестник Вятского государственного университета. 2022. № 2 (144). С. 97–111. doi: 10.25730/vsu.7606.22.024.
  6. Шпильберг С.А. Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса различных направлений обучения вуза // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 908–911.
  7. Борзова Т.А. Мотивация студентов к обучению в современном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5 (102). С. 11–13. doi: 10.24412/1991-5497-20235102-11-13.
  8. Владимирова Т.Н. Дидактическая концепция профессиональной подготовки журналистов в высшей школе России: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2015. 40 с.
  9. Царапкина Ю.М. Теоретические основы подготовки будущих педагогов профессионального обучения в цифровой образовательной среде аграрного вуза: дис. … д-ра пед. наук: 5.8.7. М., 2024. 418 с.
  10. Чигишева О.П. Методологические основы формирования функциональной грамотности исследователя в России и европейских странах: дис. … д-ра пед. наук: 5.8.7. М., 2024. 533 с.
  11. Кармазин Ю.И. Формирование мировоззренческих и научно-методических основ творческого метода архитектора в профессиональной подготовке (концепция): автореф. дис. … д-ра арх.: 18.00.01. М., 2006. 49 с.
  12. Кольстет О.А. Концептуальная модель поэтапного формирования индивидуального творческого метода архитектора // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 117. С. 645–660.
  13. Лапшина Е.Г., Усов В.Р. Профессиональные представления архитектора о пространстве: проблема поэтапного формирования // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 12–2 (66). С. 6–9. doi: 10.23670/irj.2017.66.001.
  14. Миронова И.А. Индивидуальный творческий стиль деятельности в архитектурном образовании как педагогический феномен // Педагогический журнал. 2018. Т. 8, № 2А. С. 231–237.
  15. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Юрайт, 2019. 355 с.
  16. Топчий И.В. Моделирование ситуаций социально-профессиональных коммуникаций в архитектурном образовании // Ценности и смыслы. 2025. № 2 (96). С. 117– 133. doi: 10.24412/2071-6427-2025-2-117-133.
  17. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32–37.
  18. Светличный Е.Г. Контекстное обучение как средство формирования профессиональной культуры будущих юристов в системе их вузовской подготовки // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 8 (173). С. 44–47.
  19. Топчий И.В. Сценарное проектирование правовых ситуаций в архитектурной деятельности // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 299–308. DOI: 10. 24412/2073-3305-2024-3-299-308.
  20. Топчий И.В. Контекстные ситуации освоения социально-регулятивной функции архитектора // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 6 (102). С. 187–201.
  21. Коротич А.В. Архитектурные «близнецы»: проблема охраны авторских прав на произведения архитектуры // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. № 3. С. 46–50.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Топчий И.В., Миронова И.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».