Композитор-инженер: к вопросу о новых подходах к подготовке композиторских кадров

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обучение искусству композиции как технологии сочинения музыки вплоть до начала XX столетия имело характер, предполагающий работу со звуком на основе исторически сложившихся правил, методов и приемов, овладение которыми требовало фундамента непосредственно музыкального образования. Серьезные изменения, которые претерпевало музыкальное искусство, начиная с рубежа XIX–XX веков, повлекли поиск иных форм организации звукового материала, идущих в ногу с научно-техническим прогрессом и позволивших создавать музыкальное сочинение, основываясь на методах инженерного моделирования. Рассматривая траекторию, по которой двигалось музыкальное искусство XX столетия и первой четверти XXI века, авторы настоящей работы ставят целью получить ответ на вопрос о характере композиторского образования на современном этапе. Предлагаемый к изучению этого феномена линейный подход дает возможность проследить все этапы пути развития новейшего искусства: от использования простых числовых расчетов до применения нейронных сетей в процессе сочинения музыки. Набирающий обороты способ композиции, отдающий на откуп компьютерным технологиям то, что ранее делалось человеком, остро ставит вопрос подготовки композиторских кадров: давать им профессиональное образование в традиционном русле или направлять обучение по пути музыкальной инженерии. Выводом исследования стала мысль, что ответ на данный вопрос даст само будущее состояние музыкального искусства, а способ сочинения музыки, несмотря на набирающую обороты тенденцию ее компьютерного моделирования, не превратится в лишенный творческого подхода механизм генерации тонов по заданному алгоритму, результат которого будет лишен той искры вдохновения художника, что придает набору звуков эстетически переживаемое содержание.

Об авторах

Надежда Велеровна Шириева

Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова

Автор, ответственный за переписку.
Email: taha1978@mail.ru

кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой хорового дирижирования

Россия, г. Казань

Елена Александровна Дыганова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: dirigerdea@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по воспитательной и социальной работе Института филологии и межкультурной коммуникации

Россия, г. Казань

Лариса Юрьевна Калинина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: kalinina@sgspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела научных исследований и грантов

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Об утверждении профессионального стандарта «Композитор»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.10.2022 № 691н [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405813879.
  2. Теория современной композиции: учеб. пособие / отв. ред. В.С. Ценова. М.: Музыка, 2005. 624 с.
  3. Дери М. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков / пер. с англ. Т. Парфеновой. М.: АСТ; Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008. 479 с.
  4. Громадин В.В. Феномен музыки цифрового века: вопросы теории: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2010. 313 с.
  5. Заливадный М.С. Теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности: Опыт комплексной характеристики: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. СПб., 2001. 148 с.
  6. Гирфанова О.В. Музыка в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. 2018. № 1. https://srjournal.ru/2018/id81.
  7. Сердюков А.А. Цифровые технологии и проблема импровизации музыкального текста // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12–2 (74). С. 165–168.
  8. Попова А.В., Горохова С.С., Азнагулова Г.М., Абрамова М.Г. Феномен цифровизации музыки как фактор новых социокультурных трансформаций // Проблемы музыкальной науки. 2021. № 3. С. 76–85. doi: 10.33779/2587-6341.2021.3.076-085.
  9. Будагян Р.Р., Зайцева М.Л. Цифровые технологии в современном музыкальном пространстве // Обсерватория культуры. 2020. Т. 17, № 4. С. 368–378. doi: 10.25281/2072-3156-2020-17-4-368-378.
  10. Жеслин В. Интерактивность цифровых технологий: новый импульс для музыкальной композиции? // Музыкальная академия. 2021. № 2 (774). С. 154–167.
  11. Квятковский Г.Ю., Прилукова Е.Г., Раковский Д.В. Эффекты и перспективы цифровизации музыки: взгляд философа // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2022. № 5. С. 85–92. doi: 10.25198/2077-7175-2022-5-85.
  12. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Кибернетика и музыка: постановка проблемы // Общество: философия, история, культура. 2016. № 12. С. 138–143.
  13. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О., Чибирёв С.В. Музыка, математика, информатика: комплексная модель семантического пространства музыки: монография. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Планета музыки, 2024. 420 с.
  14. Музыка О.А., Ковтунова Д.В. Линейная (классическая) и нелинейная (постнеклассическая) концепции социально-исторического процесса: сравнительный анализ // Фундаментальные исследования. 2012. № 11–1. С. 192–196.
  15. Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка. М.: Наука, 1971. 235 с.
  16. Бочихина О.Е. Векторы развития современного композиторского творчества // Музыкальная академия. 2024. № 2 (786). С. 30–33. doi: 10.34690/385.
  17. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986. 207 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шириева Н.В., Дыганова Е.А., Калинина Л.Ю., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».