История строительства трамвайной линии Куйбышев–Безымянка накануне и в годы Великой Отечественной войны
- Авторы: Горшенин А.В.1
-
Учреждения:
- Медицинский университет «Реавиз»
- Выпуск: Том 13, № 4 (2024)
- Страницы: 87-91
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/284635
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024134208
- ID: 284635
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В канун восьмидесятилетней годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне важно обратить внимание на наименее изученные и, на первый взгляд, не самые глобальные аспекты в истории тыла, который самоотверженно работал на нужды фронта. В представленной статье анализируется подобная тема – история создания трамвайной ветки, соединявшей промышленный район г. Куйбышева, Безымянку, с основной частью города. В годы войны сюда эвакуировались несколько десятков промышленных предприятий, сделав г. Куйбышев крупным самолетостроительным центром. Но Безымянка была удалена от города, где проживали многие рабочие. Нами рассматривается предыстория появления этой трамвайной линии, а также этапы ее проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию. Благодаря появлению регулярной трамвайной линии десятки тысяч рабочих смогли добираться до оборонных предприятий, в продукции которых остро нуждался фронт. Источниками для статьи послужили неопубликованные документы из фондов федеральных (Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив экономики и Российский государственный архив в г. Самаре) и региональных (Центральный государственный архив Самарской области и Самарский областной государственный архив социально-политической истории) архивов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Александр Владимирович Горшенин
Медицинский университет «Реавиз»
Автор, ответственный за переписку.
Email: aleksandr_gorshenin@rambler.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин
РоссияСписок литературы
- Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева: заметки об архитектуре. Куйбышев: Кн. изд-во, 1986. 224 с.
- Куйбышевская область: историко-экономический очерк. Куйбышев: Кн. изд-во, 1977. 404 с.
- Храмков Л.В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Куйбышев: Кн. изд-во, 1985. 80 с.
- Меерович М.Г. Соцгород – базовое понятие советской градостроительной теории первых пятилеток // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2009. № 4 (25). С. 51–56.
- Самогоров В.А. Архитектурно-планировочное формирование индустриального района города Куйбышева – Безымянка в 1930–1950-е годы // Градостроительство и архитектура. 2018. Т. 8, № 2 (31). С. 89–94. DOI: 10. 17673/vestnik.2018.02.15.
- Самогоров В.А. Жилые кварталы авиазаводов в индустриальном районе Безымянка в г. Куйбышеве (1940–1950-е) // Градостроительство и архитектура. 2021. Т. 11, № 3 (44). С. 84–96. doi: 10.17673/vestnik.2021.03.13.
- Репинецкий А.И. Безымянка – ядро авиационного комплекса Среднего Поволжья в годы Великой Отечественной войны // Историческая этнология. 2021. Т. 6, № 1. С. 15–29. doi: 10.22378/he.2021-6-1.15-29.
- Курятников В.Н. На перекрестке мнений: Куйбышев в годы Великой Отечественной войны (1941–1943 гг.) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024. Т. 30, № 3. С. 63–71. DOI: 10.18287/ 2542-0445-2024-30-3-63-71.
- Иливицкая Л.Г. Центр и периферии города: хронотопические конфликты // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 153–157. doi: 10.24411/1813-145x-2019-10364.
- Большой Куйбышев: краткое изложение генерального проекта реконструкции г. Куйбышева: материал к пленуму Куйбышев. гор. совета Р.К. и К.Д. / сост. И. Гордеев, А. Каневский, С. Кац. Куйбышев, 1937. 34 с.
- Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р-171. Оп. 50. Д. 394.
- Тархов С.А. История Самарского городского электрического транспорта. Самара: Волга-Бизнес, 2005. 127 с.
- ЦГАСО. Ф. Р-950. Оп. 1. Д. 97.
- ЦГАСО. Ф. Р-2064. Оп. 2. Д. 3.
- ЦГАСО. Ф. Р-2064. Оп. 1. Д. 286.
- ЦГАСО. Ф. Р-171. Оп. 54. Д. 51.
- ЦГАСО. Ф. Р-171. Оп. 54. Д. 36.
- ЦГАСО. Ф. Р-2195. Оп. 2. Д. 7.
- Иоргов А.П. По велению военного времени // За регулярный рейс (Самара). 1994. 28 апреля (№ 7). С. 1.
- ЦГАСО. Ф. Р-950. Оп. 1. Д. 135.
- ЦГАСО. Ф. Р-2064. Оп. 1. Д. 6.
- Российский государственный архив в г. Самаре. Ф. Р-852. Оп. 2–6. Д. 2.
- Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф. 656. Оп. 32. Д. 63.
- ЦГАСО. Ф. Р-2064. Оп. 1. Д. 24.
- СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 32. Д. 75.
- Российский государственный архив экономики. Ф. 1. Оп. 2. Д. 453.
- ЦГАСО. Ф. Р-950. Оп. 1. Д. 143.
- ЦГАСО. Ф. Р-950. Оп. 1. Д. 159.
- ЦГАСО. Ф. Р-950. Оп. 1. Д. 148.
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5446. Оп. 43а. Д. 6337.
- ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 43. Д. 6329.
- ЦГАСО. Ф. Р-56. Оп. 47. Д. 7.
Дополнительные файлы
