История строительства трамвайной линии Куйбышев–Безымянка накануне и в годы Великой Отечественной войны

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В канун восьмидесятилетней годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне важно обратить внимание на наименее изученные и, на первый взгляд, не самые глобальные аспекты в истории тыла, который самоотверженно работал на нужды фронта. В представленной статье анализируется подобная тема – история создания трамвайной ветки, соединявшей промышленный район г. Куйбышева, Безымянку, с основной частью города. В годы войны сюда эвакуировались несколько десятков промышленных предприятий, сделав г. Куйбышев крупным самолетостроительным центром. Но Безымянка была удалена от города, где проживали многие рабочие. Нами рассматривается предыстория появления этой трамвайной линии, а также этапы ее проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию. Благодаря появлению регулярной трамвайной линии десятки тысяч рабочих смогли добираться до оборонных предприятий, в продукции которых остро нуждался фронт. Источниками для статьи послужили неопубликованные документы из фондов федеральных (Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив экономики и Российский государственный архив в г. Самаре) и региональных (Центральный государственный архив Самарской области и Самарский областной государственный архив социально-политической истории) архивов.

Об авторах

Александр Владимирович Горшенин

Медицинский университет «Реавиз»

Автор, ответственный за переписку.
Email: aleksandr_gorshenin@rambler.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Россия

Список литературы

  1. Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева: заметки об архитектуре. Куйбышев: Кн. изд-во, 1986. 224 с.
  2. Куйбышевская область: историко-экономический очерк. Куйбышев: Кн. изд-во, 1977. 404 с.
  3. Храмков Л.В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Куйбышев: Кн. изд-во, 1985. 80 с.
  4. Меерович М.Г. Соцгород – базовое понятие советской градостроительной теории первых пятилеток // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2009. № 4 (25). С. 51–56.
  5. Самогоров В.А. Архитектурно-планировочное формирование индустриального района города Куйбышева – Безымянка в 1930–1950-е годы // Градостроительство и архитектура. 2018. Т. 8, № 2 (31). С. 89–94. DOI: 10. 17673/vestnik.2018.02.15.
  6. Самогоров В.А. Жилые кварталы авиазаводов в индустриальном районе Безымянка в г. Куйбышеве (1940–1950-е) // Градостроительство и архитектура. 2021. Т. 11, № 3 (44). С. 84–96. doi: 10.17673/vestnik.2021.03.13.
  7. Репинецкий А.И. Безымянка – ядро авиационного комплекса Среднего Поволжья в годы Великой Отечественной войны // Историческая этнология. 2021. Т. 6, № 1. С. 15–29. doi: 10.22378/he.2021-6-1.15-29.
  8. Курятников В.Н. На перекрестке мнений: Куйбышев в годы Великой Отечественной войны (1941–1943 гг.) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024. Т. 30, № 3. С. 63–71. DOI: 10.18287/ 2542-0445-2024-30-3-63-71.
  9. Иливицкая Л.Г. Центр и периферии города: хронотопические конфликты // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 153–157. doi: 10.24411/1813-145x-2019-10364.
  10. Большой Куйбышев: краткое изложение генерального проекта реконструкции г. Куйбышева: материал к пленуму Куйбышев. гор. совета Р.К. и К.Д. / сост. И. Гордеев, А. Каневский, С. Кац. Куйбышев, 1937. 34 с.
  11. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р-171. Оп. 50. Д. 394.
  12. Тархов С.А. История Самарского городского электрического транспорта. Самара: Волга-Бизнес, 2005. 127 с.
  13. ЦГАСО. Ф. Р-950. Оп. 1. Д. 97.
  14. ЦГАСО. Ф. Р-2064. Оп. 2. Д. 3.
  15. ЦГАСО. Ф. Р-2064. Оп. 1. Д. 286.
  16. ЦГАСО. Ф. Р-171. Оп. 54. Д. 51.
  17. ЦГАСО. Ф. Р-171. Оп. 54. Д. 36.
  18. ЦГАСО. Ф. Р-2195. Оп. 2. Д. 7.
  19. Иоргов А.П. По велению военного времени // За регулярный рейс (Самара). 1994. 28 апреля (№ 7). С. 1.
  20. ЦГАСО. Ф. Р-950. Оп. 1. Д. 135.
  21. ЦГАСО. Ф. Р-2064. Оп. 1. Д. 6.
  22. Российский государственный архив в г. Самаре. Ф. Р-852. Оп. 2–6. Д. 2.
  23. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф. 656. Оп. 32. Д. 63.
  24. ЦГАСО. Ф. Р-2064. Оп. 1. Д. 24.
  25. СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 32. Д. 75.
  26. Российский государственный архив экономики. Ф. 1. Оп. 2. Д. 453.
  27. ЦГАСО. Ф. Р-950. Оп. 1. Д. 143.
  28. ЦГАСО. Ф. Р-950. Оп. 1. Д. 159.
  29. ЦГАСО. Ф. Р-950. Оп. 1. Д. 148.
  30. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5446. Оп. 43а. Д. 6337.
  31. ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 43. Д. 6329.
  32. ЦГАСО. Ф. Р-56. Оп. 47. Д. 7.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Линии куйбышевского трамвая и троллейбуса к концу 1943 г. [12, с. 51]

Скачать (412KB)

© Горшенин А.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».