Вариативные тенденции профессионально-личностного развития аспирантов: контекст полипарадигмальности их педагогического сопровождения
- Авторы: Пивнева С.В.1
-
Учреждения:
- Российский государственный социальный университет
- Выпуск: Том 13, № 3 (2024)
- Страницы: 199-205
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/280764
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024133311
- ID: 280764
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях быстрого развития науки, технологий, профессиональной сферы требования к специалистам высшей квалификации постоянно возрастают. В современном образовательном пространстве профессионально-личностное развитие аспирантов стало важной темой для обсуждения в различных научных отраслях, особенно в контексте полипарадигмальности их педагогического сопровождения. Цель статьи: проанализировать ключевые аспекты вариативности в профессионально-личностном развитии аспирантов и определить подходы к их педагогическому сопровождению, учитывающие многообразие современных образовательных парадигм. В статье рассматриваются ключевые аспекты полипарадигмальности в педагогике высшей школы; роль и значение полипарадигмального подхода в педагогическом сопровождении профессионально-личностного развития аспирантов, а также его влияние на их профессиональный и личностный рост; представлена концепция полипарадигмального педагогического сопровождения, которое, опираясь на ключевые идеи различных парадигм (парадигмы субъектности, парадигмы социального научения и моделирование поведения; парадигмы метапознания; когнитивно-поведенческой парадигмы, гуманистической парадигмы, коннективистской парадигмы; информационно-цифровой парадигмы; личностно ориентированной парадигмы, конструктивистской парадигмы, компетентностной парадигмы, и др.), может предложить многообразие подходов, стратегий, методов, технологий для вариативной педподдержки аспирантов в их профессиональной социализации. В завершении статьи делается вывод: полипарадигмальное педсопровождение профессионально-личностного развития аспирантов должно отражать объективно-обусловленный, целесообразный синтез различных парадигм, обеспечивая комплексный подход к персонально-индивидуальному развитию обучающихся.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Светлана Валентиновна Пивнева
Российский государственный социальный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tlt-swetlana@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий, искусственного интеллекта и общественно-социальных технологий цифрового общества
Россия, г. МоскваСписок литературы
- Донина И.А., Алексеева О.В. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности аспирантов // Педагогический вестник. 2019. № 11. С. 18–20.
- Климова А.С., Красинская Л.Ф. Индивидуальные образовательные траектории аспирантов: принципы проектирования и условия внедрения (на примере технического вуза) // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 11. С. 110–124. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-110-124.
- Пивнева С.В. Повышение качества научно-исследовательской и профессиональной подготовки аспирантов с использованием полипарадигмального подхода // Повышение качества профессиональной подготовки трудовых ресурсов: полипарадигмальный подход: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Перспектива, 2024. С. 130–134.
- Володина О.В. Полипарадигмальные обоснования современного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. Вып. 7 (111). С. 4–11.
- Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 2001. 121 с.
- Матис В.И. Полипарадигмальный подход как методологическая основа создания современной школы // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 54–64.
- Никитина Н.И., Галкина Т.Э. Педагогические парадигмы системы повышения квалификации специалистов социальной сферы // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 1 (6). С. 18–23.
- Пивнева С.В., Гребенникова В.М. Полипарадигмальность в процессе подготовки научно-педагогических кадров // Повышение качества профессиональной подготовки трудовых ресурсов: полипарадигмальный подход: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Перспектива, 2024. С. 135–138.
- Костикова Л.П., Ольков А.С., Федотова О.С. Междисциплинарная интеграция в подготовке научных и научно-педагогических кадров // Человеческий капитал. 2023. № 9 (177). С. 109–117. doi: 10.25629/hc.2023.09.11.
- Прокопов Н.И., Иванов С.Ю., Томашевская В.С., Антонюк С.Н., Иванова Д.В. Научный потенциал современного вуза: перспективы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 1 (69). С. 14–23. doi: 10.24158/spp.2020.1.1.
- Mattar J. Constructivism and connectivism in education technology: active, situated, authentic, experiential, and anchored learning // Revista Iberoamericana de Educación a Distancia. 2018. Vol. 21, № 2. P. 201–217. doi: 10.5944/ried.21.2.20055.
- Kivunja C. Do you want your students to be job-ready with 21st century skills? Change pedagogies: A pedagogical paradigm shift from Vygotskyian social constructivism to critical thinking, problem solving and Siemens' digital connectivism // International Journal of Higher Education. 2014. Vol. 3, № 3. P. 81–91. doi: 10.5430/ijhe.v3n3p81.
- Mezirow J. Transformative learning: theory to practice // New Directions for Adult and Continuing Education. 1997. Vol. 1997, iss. 74. P. 5–12. doi: 10.1002/ace.7401.
- Kligyte G. Transformation narratives in academic practice // International Journal for Academic Development. 2011. Vol. 16, iss. 3. P. 201–213. doi: 10.1080/1360144x.2011.596703.
- Cranton P., King K.P. Transformative learning as a professional development goal // New Directions for Adult and Continuing Education. 2003. Vol. 2003, iss. 98. P. 31–38. doi: 10.1002/ace.97.
- Fielding M. Transformative approaches to student voice: theoretical underpinnings, recalcitrant realities // British Educational Research Journal. 2004. Vol. 30, iss. 2. P. 295–311. doi: 10.1080/0141192042000195236.
- Вульфов Б.З. Рефлексия: учить, управляя // Мир образования. 1997. № 1. С. 63–65.
- Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: Магистр, 1999. 112 с.
- Schon D.A. The reflective practitioner. How professionals think in action. San Francisco: Basic Books, 1983. 374 p.
- Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996. Т. 1, № 3. С. 100–109.
- Косилова Е.В. Парадигмы субъектности. СПб.: Алетейя, 2021. 168 с.
- Bandura A. Toward a psychology of human agency // Perspectives on Psychological Science. 2006. Vol. 1, iss. 2. P. 164–180. doi: 10.1111/j.1745-6916.2006.00011.x.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11–17.
- Yeoman P., Wilson S. Designing for situated learning: understanding the relations between material properties, designed form and emergent learning activity // British Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 50, iss. 5. P. 2090–2108. doi: 10.1111/bjet.12856.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2 (1325). С. 58–64.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7–14.
- Серякова С.Б. Компетентностная парадигма образования // Информация и образование: границы коммуникаций. 2010. № 2 (10). С. 11–13.
- Пивнева С.В., Вольхин С.Н. Научно-методические аспекты педагогического сопровождения профессиональной социализации аспирантов // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83–1. С. 200–203.
- Никитская Е.А. Полипарадигмальность в системе подготовки и профессиональной социализации специалистов социальной сферы // Преподаватель XXI век. 2022. № 3–1. С. 46–53. doi: 10.31862/2073-9613-2022-3-46-53.
- Нордман И.Б. Полипарадигмальный подход как способ повышения качества образования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 213–215.
- Автандилян Е.А., Аршинов В.И., Баксанский О.Е. Очерки по когнитивистике: когнитивные исследования как основания педагогики: колл. монография. М.: КноРус, 2018. 244 с.
- Осмоловская И.М. О парадигмах в педагогике // Инновации в образовании. 2007. № 2. С. 20–29.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, Эксмо, 2005. 1136 с.
- Wei W. Study on the construction of mixed teaching modes for postgraduates in universities // University. 2021. Vol. 31. P. 79–81.
- Nikitina N.I., Galkina T.E., Agronina N.I., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Personalized approach to professional development of «helping» professions specialists // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, № 5 S4. P. 437–445.
- Иванова Т.В., Самойленко Т.Г., Попова Н.В. Опыт выстраивания модели научно-исследовательского образования аспирантов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Т. 9, № 32. С. 8–22.
- Климова А.С. Факторы проектирования индивидуальных образовательных траекторий аспирантов технического вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24, № 3. С. 139–143.
Дополнительные файлы
