Развитие навыков социального проектирования у школьников средствами компетентностных задач типа case-study
- Авторы: Байдагулова Т.А.1, Сазонова Н.И.1
-
Учреждения:
- Томский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 13, № 3 (2024)
- Страницы: 143-148
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/280755
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024133302
- ID: 280755
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Во ФГОС ООО подчеркнута практико-ориентированность современного образования, которая требует от обучающихся не только получения знаний, но и умения применять их в реальных жизненных ситуациях. В статье описывается опыт разработки, проектирования и апробации в педагогической практике компетентностных задач, основанных на методе case-study, для развития у школьников навыков социального проектирования и метанавыков. В исследовании изучалась возможность применения кейс-метода для формирования у учащихся навыков критического мышления, анализа и разработки решений социально значимых проблем. В качестве материала был использован рождественский рассказ с социальной проблематикой. Ученики 6–8 классов, работая в группах и индивидуально, анализировали проблемные ситуации и разрабатывали проектные решения, представленные затем в форме презентации. Результаты показали, что компетентностные задачи развивают у школьников гибкость мышления, способность оценивать ситуации с разных позиций и принимать аргументированные решения. В заключение авторы анализируют описанные прецеденты образовательного процесса и делают выводы о совершенствовании разработанных и апробированных материалов по внедрению метода case-study в образовательный процесс. Отмечается, что использование компетентностных задач на основе кейс-метода может быть эффективным инструментом для воспитания социальной ответственности и формирования гражданской позиции у школьников.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Алексеевна Байдагулова
Томский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bay.tatyana@yandex.ru
специалист по учебно-методической работе историко-филологического факультета
Россия, г. ТомскНаталия Ивановна Сазонова
Томский государственный педагогический университет
Email: sazonova@tspu.edu.ru
доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознанию
Россия, г. ТомскСписок литературы
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) [Электронный ресурс] // https://base.garant.ru/55170507.
- Герт В.А. Социальные практики в целостности образовательного процесса // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 127–129.
- Даниленко Л.П. Метанавыки и метакомпетенции как учебные стратегии образовательного процесса [Электронный ресурс] // Дневник науки. 2019. № 4 (28). http://www.dnevniknauki.ru/images/publications/2019/4/pedagogics/Danilenko.pdf.
- Никитин А.А., Никитина О.А. Концептуальные направления обучения математике в 1-м классе общеобразовательной школы // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 3 (37). С. 172–185. doi: 10.23951/2307-6127-2021-3-172-185.
- Шмигирилова И.Б. К вопросу о понятии «компетентностно ориентированная задача» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. Вып. 7 (196). С. 121–129. doi: 10.23951/1609-624x-2018-7-121-129.
- Попова (Смолик) С.Ю., Пронина Е.В. Кейс-стади: принципы создания и использования. Тверь: СКФ-офис, 2015. 114 с.
- Куликова О.О. К вопросу об эффективности применения кейсовых технологий в работе над иноязычной лексикой на семинарах в финансово-экономическом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105). С. 140–143. doi: 10.24412/1991-5497-2024-2105-140-143.
- Макаренко Ю.В., Осадчая И.В. Кейс-метод в процессе формирования исследовательских компетенций студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105). С. 259–262. doi: 10.24412/1991-5497-2024-2105-259-262.
- Ханян О.Р. Особенности применения метода ситуативного анализа (кейс-стади) при преподавании английского языка студентам-экономистам // Образование от «А» до «Я». 2024. № 1. С. 66–68.
- Нимировская Ю.К. Кейс-метод: сущностно-диалоговое обучение в учебном процессе вуза // Проблемы современного образования. 2024. № 3. С. 270–276. doi: 10.31862/2218-8711-2024-3-270-276.
- Сметанкина Л.В. Возможности, ограничения и проблемы использования кейс-метода в процессе обучения // Управление образованием: теория и практика. 2024. № 5–1. С. 155–162.
- Кожашева Г.О., Осипова Е. Особенности применения метода кейс-стади при подготовке будущих учителей математики // Central Asian Scientific Journal. 2023. № 1 (16). С. 32–43.
- Коноплюк Н.В. Технологии кейс-стади на основе художественных фильмов в преподавании делового английского языка для студентов неязыковых специальностей // Доказательная педагогика и психология. 2024. № 3. С. 23–30.
- Бирюкова А.А., Сидорова Т.В. Case-study как инновационный метод обучения иностранному языку // Информ-образование. 2024. № 1. С. 236–241.
- Спицына Т.А. Методические основы организации кейс-технологии в учебно-воспитательном процессе по основам безопасности жизнедеятельности // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 4 (107). С. 294–296. doi: 10.24412/1991-5497-2024-4107-294-296.
- Жуковский А.В. Кейс-метод как инновационная образовательная технология, применяемая на уроках немецкого языка // Образ действия. 2023. № 3. С. 254–263.
- Савкин И.Ю., Суворова В.О. Связь возрастных особенностей обучающихся и изучения видо-временной системы английского глагола с использованием метода кейс-стади // Вопросы педагогики. 2022. № 4–2. С. 254–257.
- Байдагулова Т.А., Полева Е.А. Моделирование компетентностных задач на основе метода case-study // Человек и образование. 2022. № 3 (72). С. 117–126.
- Полева Е.А., Шкарабейникова И.А. Потенциал использования метода case-study для формирования коммуникативных компетенций школьников // Научно-педагогическое обозрение. 2015. Вып. 1 (7). С. 7–13.
- Шварева О.В. Формирование субъектной позиции бакалавров средствами кейс-метода и моделей организации совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение. 2020. Вып. 3 (31). С. 94–100. doi: 10.23951/2307-6127-2020-3-94-100.
Дополнительные файлы
