Проектирование образовательного процесса аспирантуры: интеграция фрактально-резонансной методологии и педдизайна

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современная система образования характеризуется возрастающими требованиями к качеству и результативности образовательного процесса (в том числе и в аспирантуре), что актуализирует необходимость использования научно обоснованных методологических подходов к проектированию и реализации образовательных программ. В этом контексте особое значение приобретает интеграция фрактально-резонансной методологии (ФРМ) и концепции педагогического дизайна (ПД). В статье рассмотрены механизмы синтеза необихевиористического, когнитивистского и конструктивистского подходов в рамках теории и практики педдизайна, а также три ключевых подхода к педпроектированию в концепции педдизайна: «от задачи», «от типа деятельности» и «от образовательных результатов», проанализированы их особенности, преимущества и ограничения. Фрактально-резонансная методология (ФРМ) проектирования образовательного процесса основывается на принципах, заимствованных из теории фракталов и концепции резонанса. В статье рассмотрена сущность данной методологии, ее ключевые аспекты, принципы, возможности и дидактические механизмы реализации в образовательном процессе аспирантуры. В содержании статьи анализируется, как применение четырёхкомпонентной модели дизайна обучения (4С/ID), основанной на теории когнитивной нагрузки Эдварда Свеллера и теории мультимедийного обучения Ричарда Майера, может улучшить образовательный процесс в аспирантуре и помочь обучающимся эффективно справляться с изучаемыми темами.

Об авторах

Светлана Валентиновна Пивнева

Российский государственный социальный университет

Email: tlt-swetlana@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий, искусственного интеллекта и общественно-социальных технологий цифрового общества

Россия, Москва

Вероника Михайловна Гребенникова

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vmgrebennikova@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Россия, Краснодар

Наталья Ивановна Никитина

Московский университет имени А.С. Грибоедова

Email: nn0803@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей психологии и педагогики

Россия, Москва

Екатерина Владимировна Комарова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

Email: evkomarova@mail.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры информатики и математики

Россия, Москва

Список литературы

  1. Абдуллина Л.Б., Маджуга А.Г., Синицина И.А. Фрактальная педагогика: теория, методология и практика: монография. М.: Университетская книга, 2016. 320 с.
  2. Маджуга А.Г., Синицина И.А., Абдуллина Л.Б. Фрактально-резонансный подход как методология постнеклассического гуманитарного знания // Высшее образование сегодня. 2014. № 11. С. 61–66.
  3. Ушаков А.А. Фрактальная методология личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. https://mir-nauki.com/pdf/58pdmn220.pdf.
  4. Соколов А.В. Применение фрактальной методологии в гуманитарных науках // Время науки. 2016. № 3. С. 12–18.
  5. Ефимова Е.А., Корешникова Ю.Н., Давлатова М.А. Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка / под науч. ред. Е.В. Чернобай. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 44 с.
  6. Mangaroska K., Giannakos M. Learning analytics for learning design: a systematic literature review of analytics-driven design to enhance learning // IEEE Transactions on Learning Technologies. 2018. Vol. 12, iss. 4. P. 516–534. doi: 10.1109/tlt.2018.2868673.
  7. Power R. Everyday Instructional design: a practical resource for educators and instructional designers. Sydney: Power Learning Solutions, 2023. 303 p.
  8. Mattar J. Constructivism and connectivism in education technology: active, situated, authentic, experiential, and anchored learning // Revista Iberoamericana de Educación a Distancia. 2010. Vol. 21, iss. 2. P. 201–217. doi: 10.5944/ried.21.2.20055.
  9. Асанов С.А., Акименко Г.В. Педагогический дизайн и педагогическое проектирование как эффективные технологии организации образовательного процесса в вузе [Электронный ресурс] // Дневник науки. 2020. № 8 (44). http://www.dnevniknauki.ru/images/publications/2020/8/pedagogics/Asanov_Akimenko.pdf.
  10. Вольхин С.Н., Васильева Т.В., Гребенникова В.М., Ильгов В.И., Квитковская А.А., Комарова Е.В., Никитина Н.И., Пивнева С.В., Романова Е.Ю., Федосов А.Ю. Совершенствование качества непрерывной профессиональной подготовки специалистов социономического профиля: колл. монография. М.: Перспектива, 2022. 323 с.
  11. Гришина П.Ю. Применение педагогического дизайна при разработке программ профессионального обучения для руководителей высшего звена управления // Лидерство и менеджмент. 2016. Т. 3, № 1. С. 33–50. doi: 10.18334/lim.3.1.35022.
  12. Мельников В.А., Синицина И.А., Синицын И.А. Концептуальные основы педагогического дизайна: фрактально-резонансный подход // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 2 (24). С. 118–124. doi: 10.17238/issn1998-5320.2016.24.118.
  13. Alammary A., Sheard J., Carbone A. Blended learning in higher education: three different design approaches // Australasian Journal of Educational Technology. 2014. Vol. 30, № 4. Р. 440–454. doi: 10.14742/ajet.693.
  14. Van Merriënboer J.J.G., Sweller J. Cognitive load theory and complex learning: recent developments and future directions // Educational Psychology Review. 2005. Vol. 17, № 2. P. 147–178. doi: 10.1007/s10648-005-3951-0.
  15. Sweller J., van Merriënboer J.J.G., Paas F. Cognitive architecture and instructional design: 20 years later // Educational Psychology Review. 2019. Vol. 31, № 2. P. 261–292. doi: 10.1007/s10648-019-09465-5.
  16. Martin F., Ritzhaupt A.D. Standards and competencies for instructional design and technology professionals // Design for Learning: Principles, Processes, and Praxis / eds. J.K. McDonald, R.E. West. EdTech Books, 2020. P. 265–273.
  17. Макаренко А.А. Педагогический дизайн как средство повышения эффективности организации учебного процесса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 4. С. 13–16.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пивнева С.В., Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Комарова Е.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».