Defense of the Motherland as an interdisciplinary problem in science and school practice: results of socio-pedagogical research

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article poses four fundamental questions, the answers to which will allow us to answer the question stated in the title of the article: Who is responsible at school for the formation of the competence to protect the Motherland, patriotic culture: the first question: is the problem of protecting the Motherland subject, or it is built to be considered as an interdisciplinary, intersubject, integrative problem, in the solution of which all subjects of the school curriculum will be involved; the second question is how to organize the educational (upbringing) process of forming a patriotic culture at school? the third question is related to the assessment of the achievement of the predicted result – the formation of patriotic culture; and finally, the fourth question is which of the teachers is responsible for the formation of the competence to defend the Motherland: this is the teacher of a separate subject, for example, the subject of the «Fundamentals of security and protection of the Motherland», or the entire teaching staff of the school? The article attempts to answer the questions posed from the point of view of scientific publications in philosophy, psychology and pedagogy, a socio-pedagogical study of the attitude of teachers to the introduction of the updated course «Fundamentals of security and protection of the Motherland», to the problem of the formation of patriotic culture and experience of pedagogical activity in the field of patriotic education.

About the authors

Sergey Vladimirovich Alexeev

K.D. Ushinsky Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education; Herzen State Pedagogical University of Russia

Author for correspondence.
Email: alekseev_sv2004@mail.ru

Doctor of Pedagogical Sciences, Director of the Institute of General Education, Professor of the Environmental Pedagogy, Safety and Human Health Department

Russian Federation, Saint Petersburg; Saint Petersburg

References

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Президент России. http://www.kremlin.ru/acts/constitution.
  2. Галкин Д.В. Знание или мышление: об актуальности междисциплинарного обучения в современном образовании // Стратегии междисциплинарного обучения: мат-лы I областной науч.-практ. конф. Томск: Томский ЦНТИ, 2005. С. 5–8.
  3. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / под ред. Г.Л. Тульчинского, М.Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003. 512 с.
  4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2002. 576 с.
  5. Перминова Л.М. Полидисциплинарность, междисциплинарность, межпредметность в педагогике // Педагогика. 2024. Т. 88, № 4. С. 12–21.
  6. Данченко С.П., Костецкая Г.А. «Основы безопасности и защиты Родины»: в ожидании нового курса // Педагогика. 2024. Т. 88, № 4. С. 73–83.
  7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/407484255.
  8. О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 27.12.2023 № 1028 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/408481463.
  9. Военная культура: учебник / под общ. ред. проф. Б.В. Воробьева. М.: Военный университет, 2020. 384 с.
  10. Кутыкова И.В. Проблема идентичности «постсоветского человека»: диалектика исторической памяти и современности: автореф. дис. … д-ра филос. наук: 09.00.13. СПб., 2019. 61 с.
  11. Наволокин И.И. Формирование ценностного отношения к военной службе у учащихся старших классов общеобразовательного учреждения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 5.8.1. Владикавказ, 2023. 25 с.
  12. Душкин А.М. Патриотизм: сущность, формы бытия, варианты трансформации: автореф. дис. … канд. филос. наук: 5.7.1. Омск. 2023. 22 с.
  13. Мельников А.В. Великая Победа как интегративная ценность современного российского общества (социально-философский анализ): автореф. дис. … канд. филос. наук: 5.7.7. М., 2024. 25 с.
  14. Валеева С.А. Развитие у старшеклассников художественного интереса к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности во внеурочной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 5.8.2. Екатеринбург, 2022. 23 с.
  15. Рейма О.Я. Патриотическое воспитание студентов на основе использования русского фольклора во внеучебной деятельности вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Тверь, 2020. 25 с.
  16. Володина Е.Н. Модель языкового развития личности в системе общего образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 6–1. С. 180–185. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-180-185.
  17. Основы безопасности и защита Родины (для 8–9 классов образовательных организаций): федеральная рабочая программа основного общего образования. М., 2023. 62 с.
  18. Основы безопасности и защита Родины (базовый уровень) (для 10–11 классов образовательных организаций): федеральная рабочая программа среднего общего образования. М., 2023. 67 с.
  19. Карпиленя Н.В. Краткие общефилософские аспекты о патриотизме в диалектической взаимосвязи с государственной властью, демократией, идеологией, этнологией и образованием // Архонт. 2021. № 4 (25). С. 4–16.
  20. Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: к 70-летию академика В.А. Тишкова / сост. М.Н. Губогло, Н.А. Дубова. М.: Наука, 2011. 669 с.
  21. Тишков В.А. Национальная идентичность (о смысле дебатов) // Вестник российской нации. 2009. № 1 (3). С. 107–117.
  22. Фрумин И.Д. Учитель, которого не будет. Профстандарт требует сверхспособностей и сильной гуманистической позиции [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2013. № 49. https://ug.ru/uchitel-kotorogo-ne-budet-profstandart-trebuet-sverhsposobnostej-i-silnoj-gumanisticheskoj-poziczii.
  23. Алексеев С.В., Данченко С.П., Костецкая Г.А. Женщины и армия: учебный модуль для девушек: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2020. 208 с.
  24. Цыганов А.В. Инновационная модель обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе с применением мультимедийных средств: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2007. 21 с.
  25. Чагин Д.П. Использование электронных средств обучения как виртуальных моделей реальных ситуаций при формировании культуры безопасности школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2011. 18 с.
  26. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/408992634.
  27. Алексеев С.В., Данченко С.М., Костецкая Г.А., Ладнов С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: 10–11 классы: базовый уровень: учебник. 4-е изд., пересмотр. М.: Вентана-Граф, 2019. 413 с.
  28. Ким С.В., Горский В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 10–11 классы: базовый уровень: учебник. М.: Вентана-Граф, 2020. 396 с.
  29. Основы безопасности жизнедеятельности: 8–9 классы: учебник. 3-е изд., перераб. Ч. 1. М.: Просвещение, 2023. 254 с.
  30. Основы безопасности жизнедеятельности: 8–9 классы: учебник. 3-е изд., перераб. Ч. 2. М.: Просвещение, 2023. 239 с.
  31. Основы безопасности жизнедеятельности: базовый уровень: учебник для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2024. 224 с.
  32. Основы безопасности жизнедеятельности: базовый уровень: учебник для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2024. 252 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Age structure of the study sample

Download (42KB)
3. Figure 2 - Educators' positions on key sections of the FSDH course content

Download (148KB)
4. Figure 3 - Teachers' positions on dominant technologies for FSDH course delivery

Download (143KB)
5. Figure 4 - Teachers' position on the feasibility of introducing an FSDH course as an independent academic subject

Download (69KB)
6. Figure 5 - Position of teachers on goal-setting of the Defence of the Homeland training module

Download (110KB)
7. Figure 6 - Potential of academic subjects in fulfilling the task of ‘defence of the homeland’

Download (155KB)
8. Figure 7 - Pedagogues' position on key competences of an FSDH teacher

Download (105KB)
9. Figure 8 - Teachers' position on methods of educational results assessment

Download (66KB)
10. Figure 9 - Teachers' position on the structure of teaching and learning support for the FSDH course

Download (94KB)
11. Figure 10 - Teachers' position on the potential of academic subjects in the formation of Russian identity

Download (186KB)
12. Figure 11 - Distribution of teachers' positions on the potential of academic subjects in the formation of Russian identity

Download (683KB)

Copyright (c) 2024 Alexeev S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».