Методические условия преподавания русского языка как иностранного и их реализация в Казанском инновационном университете им. В.Г. Тимирясова
- Авторы: Рыбакова М.В.1, Хорошавина А.Г.1, Смирнова Ю.Д.1
-
Учреждения:
- Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова
- Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
- Страницы: 193-197
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/263436
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024131313
- ID: 263436
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проводится анализ реализации преподавателями Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова методических условий обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному, оценивается эффективность реализации этих условий в аспекте достижения обучаемыми разных уровней владения русским языком. Обосновываются методические рекомендации ведущих специалистов в области РКИ по максимально допустимому количеству обучающихся в группе – 8 человек. Рассматривается требование, чтобы занятия в группе велись двумя преподавателями одновременно (в расписании на неделю – работают оба преподавателя в соотношении 50%/50%. Это помогает преодолеть эффект «привыкания» иностранного обучающегося к тембру голоса, темпу речи и фонетическим особенностям одного носителя русского языка. Каждый преподаватель активизирует на каждом занятии все виды речевой деятельности: говорение, письмо, аудирование, чтение и изучение лексики и грамматики. Использование при обучении иностранных студентов различных неучебных форм совершенствования языковых навыков позволяет студентам активно тренировать навыки говорения и аудирования, расширять кругозор за счет знакомства с окружающей инокультурной действительностью вне рамок учебных занятий. Принципиально важным методическим моментом является «перекомплектование» учебных групп после прохождения иностранными студентами тестирования на определенный уровень усвоения русского языка в зависимости от продемонстрированных обучающимися результатов. Важным условием обеспечения эффективности обучения РКИ является взаимодействие с родителями обучающихся. Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова при организации обучения иностранных граждан русскому языку как иностранному в дистанционном формате делает акцент в этом процессе на обеспечении «живой» коммуникации с преподавателем.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Мария Владимировна Рыбакова
Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова
Автор, ответственный за переписку.
Email: rybakova@ieml.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и языкознания
Россия, г. КазаньАлла Геннадьевна Хорошавина
Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова
Email: horoshavina@ieml.ru
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и языкознания
Россия, г. КазаньЮлия Дмитриевна Смирнова
Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова
Email: myphilosophy@mail.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры русского языка и языкознания
Россия, г. КазаньСписок литературы
- Анисина Ю.В. Становление и развитие профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному на неязыковых факультетах вузов России // Научный диалог. 2013. № 9 (21). С. 83–91.
- История преподавания русского языка как иностранного в очерках и извлечениях: учеб. пособие / ред.-сост. А.Н. Щукин. М.: Филоматис, 2005. 176 с.
- Московкин Л.В., Щукин А.Н. История методики обучения русскому языку как иностранному: монография. М.: Русский язык. Курсы, 2013. 400 с.
- Русский язык как иностранный: учебник и практикум / под ред. Н.Д. Афанасьевой. М.: Юрайт, 2023. 350 с.
- Лысакова И.П., Васильева Г.М., Вишнякова С.А. и др. Методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие. 3-е изд., стер. / под ред. проф. И.П. Лысаковой. М.: Русский язык. Курсы, 2019. 320 с.
- Баринова Е.Б. Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2023. 136 с.
- Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (утв. Президентом РФ от 03.11.2015 № Пр-2283) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_188569.
- Рыбакова М.В., Хорошавина А.Г. Условия повышения эффективности процесса обучения русскому языку как иностранному (из опыта работы) // Современная лингвистика: от теории к практике: III Казанский международный лингвистический саммит (Казань, 14–19 ноября 2022 г.): тр. и мат-лы: в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. И.Э. Ярмакеева, Ф.Х. Тарасовой. Казань: Издательство Казанского университета, 2023. С. 386–389.
- Хорошавина А.Г., Рыбакова М.В. К вопросу о повышении эффективности процесса обучения русскому языку как иностранному (организационно-правовые и методические аспекты) // Актуальные проблемы преподавания русского языка как неродного/иностранного: российские и зарубежные практики: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф., Ставрополь, 18–22 сентября 2023 г. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2023. С. 33–37.
- Московкин Л.В. Дидактические основы теории методов обучения неродному языку: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021. 148 с.
- Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. 297 с.
- Тангалычева Р.К. Культурный ассимилятор как средство адаптации иностранных граждан к жизни в российском мегаполисе (на примере Санкт-Петербурга) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. № 1. С. 160–179.
- Гирц К. Интерпретация культур / пер. с англ. М.: Рос. полит. энцикл. (РоссПЭн), 2004. 560 с.
- Скоробогатова А.И., Рыбакова М.В. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов на современном этапе развития образования // Преемственная система инклюзивного образования: современные вызовы: мат-лы XII междунар. науч.-практ. конф., Казань, 15–17 марта 2023 года. Казань: Познание, 2023. С. 202–204.
- Владимирова Т.Е., Нахабина М.М., Соболева Н.И., Андрюшина Н.П. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. 2-е изд., испр. и доп. М.–СПб.: Златоуст. 2001. 28 с.
- О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/184755.
- О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»: Федеральный закон от 28.02.2023 № 52-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/406455507.
- Хорошавина А.Г., Рыбакова М.В. Требования к организации процесса обучения русскому языку как иностранному в дистанционном формате // Традиции и инновации в практике обучения русскому языку как иностранному: мат-лы I междунар. науч.-практ. конф., Красноярск, 25 мая 2023 года. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2023. С. 80–82.
- Тимирясова А.В., Васильева О.М., Озтюрк Л.И., Рыбакова М.В. Комплексный экзамен в Институте экономики управления и права (г. Казань) в условиях активизации миграционных потоков в Республике Татарстан первые итоги проблемы и перспективы их решения // Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации: сб. науч.-метод. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 5 июня 2015 г.) / под общ. ред. А.В. Должиковой, В.Н. Денисенко. М.: Российский университет дружбы народов, 2015. С. 202–208.
Дополнительные файлы
