К вопросу о подготовке будущих педагогов к трансляции обучающимся семейных ценностей в условиях информационного общества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается потенциал и особенности формирования в университете у будущих педагогов профессиональной готовности развивать и транслировать обучающимся семейных ценностей. Актуальность темы обусловливается кризисным состоянием современной семьи и необходимостью трансляции подрастающему молодому поколению ценностей традиционной семьи. Особенностями данного процесса понимаются автором своеобразие современного поколения юношества, специфика деятельности преподавателей педагогических профилей подготовки в университете, а также совокупность целевых, содержательных и процессуальных черт, модифицирующихся в ситуации трансформации аксиосферы современного гражданина. Выделенная автором совокупность личностно-ориентированных, социально-ориентированных, гражданско-ориентированных, художественно-ориентированных, рефлексивно-ориентированных и профессионально-ориентированных групп семейных ценностей целенаправленно формируется в выделенных образовательных условиях семейной коммуникации, досуговой деятельности, общественных объединений, а также организации общего, дополнительного и профессионального образования. Рассмотрены примеры семейного обучения на образовательных платформах с виртуальным наполнением, примеры использования в университетском образовании хакатонов, конкурсов профессионального мастерства, STEAM-проектирования. Обобщенные особенности формирования и трансляции обучающимся семейных ценностей будущими педагогами в университетском образовании (адаптивность под конкретное место, время, объем учебной нагрузки, гибридность, непрерывность, возможность возвращаться к какому-то материалу, персонализированный темп, объем, стиль и сопровождение образования с возможностями самоуправления и его корректировки) вызывают интерес у современных студентов и повышают их профессиональную мотивацию.

Об авторах

Марина Ивановна Алдошина

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Автор, ответственный за переписку.
Email: maraldo57@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, исполняющий обязанности заведующего кафедрой технологии и предпринимательства

Россия, г. Орёл

Список литературы

  1. Давыдова Д., Курганов А.А., Ляпунов В.Е., Гильванов Р.Г. Применение иммерсивных технологий в образовательном процессе вуза // Интеллектуальные технологии на транспорте. 2023. № 2. С. 41–49. doi: 10.24412/2413-2527-2023-234-41-49.
  2. Колесникова И.А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее образование в России. 2019. № 8–9. С. 67–82. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-67-82.
  3. Шалаев В.П. Глобализация, постмодерн, бифуркационный человек – маркеры переходной истории // Сервис plus. 2008. № 2. С. 96–105.
  4. Алдошина М.И. Формирование профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 79–87. doi: 10.15293/1813-4718.2001.08.
  5. Гребенников И.В. Школа и семья: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  6. Илларионов С.В., Илларионова Л.П. Социально-педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие. М.: Перспектива, 2014. 98 с.
  7. Майер А.А., Гошин М.Е., Лыкова И.А. Факторный анализ традиций семейного воспитания: социально-педагогический контекст // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 71–80.
  8. Горлова Н.А. Педагогика личности: учеб. пособие. М.: Русайнс, 2020. 204 с.
  9. Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71057260.
  10. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно нравственных ценностей: указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
  11. О плане мероприятий по реализации в 2021–2025 гг. Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 16.09.2021 № 2580-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/402822527.
  12. Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому 2024 год объявляется Годом семьи [Электронный ресурс] // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/11289.
  13. Биктагирова Г.Ф., Валеева Р.А., Биктагиров Р.Р. Семейные традиции: вопросы теории и социального проектирования: монография. Казань: Отечество, 2012. 229 с.
  14. Потаповская О.М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России // Вестник Православного Свято-Тихоновского университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 110–138.
  15. Лыкова И.А., Майер А.А. Систематизация традиций семейного воспитания: социально-педагогический классификатор // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 200–224. doi: 10.15293/2658-6762.2205.11.
  16. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). С. 173–178.
  17. Чэнь Ч., Куликова С.В., Гуманистические традиции семейного воспитания в России и Китае: монография. Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2017. 140 с.
  18. Буртонова И.Б. Воспитательный потенциал семьи в системе социально-педагогической работы дошкольного учреждения // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 5. С. 176–185.
  19. Алдошина М.И. Формирование этноэстетической культуры: методология, модель, методика: монография. М.: Издательство МГОУ, 2008. 263 с.
  20. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Алдошина М.И., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».