К вопросу о подготовке будущих педагогов к трансляции обучающимся семейных ценностей в условиях информационного общества
- Авторы: Алдошина М.И.1
-
Учреждения:
- Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
- Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
- Страницы: 126-131
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/263425
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024131302
- ID: 263425
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается потенциал и особенности формирования в университете у будущих педагогов профессиональной готовности развивать и транслировать обучающимся семейных ценностей. Актуальность темы обусловливается кризисным состоянием современной семьи и необходимостью трансляции подрастающему молодому поколению ценностей традиционной семьи. Особенностями данного процесса понимаются автором своеобразие современного поколения юношества, специфика деятельности преподавателей педагогических профилей подготовки в университете, а также совокупность целевых, содержательных и процессуальных черт, модифицирующихся в ситуации трансформации аксиосферы современного гражданина. Выделенная автором совокупность личностно-ориентированных, социально-ориентированных, гражданско-ориентированных, художественно-ориентированных, рефлексивно-ориентированных и профессионально-ориентированных групп семейных ценностей целенаправленно формируется в выделенных образовательных условиях семейной коммуникации, досуговой деятельности, общественных объединений, а также организации общего, дополнительного и профессионального образования. Рассмотрены примеры семейного обучения на образовательных платформах с виртуальным наполнением, примеры использования в университетском образовании хакатонов, конкурсов профессионального мастерства, STEAM-проектирования. Обобщенные особенности формирования и трансляции обучающимся семейных ценностей будущими педагогами в университетском образовании (адаптивность под конкретное место, время, объем учебной нагрузки, гибридность, непрерывность, возможность возвращаться к какому-то материалу, персонализированный темп, объем, стиль и сопровождение образования с возможностями самоуправления и его корректировки) вызывают интерес у современных студентов и повышают их профессиональную мотивацию.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Марина Ивановна Алдошина
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
Автор, ответственный за переписку.
Email: maraldo57@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, исполняющий обязанности заведующего кафедрой технологии и предпринимательства
Россия, г. ОрёлСписок литературы
- Давыдова Д., Курганов А.А., Ляпунов В.Е., Гильванов Р.Г. Применение иммерсивных технологий в образовательном процессе вуза // Интеллектуальные технологии на транспорте. 2023. № 2. С. 41–49. doi: 10.24412/2413-2527-2023-234-41-49.
- Колесникова И.А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее образование в России. 2019. № 8–9. С. 67–82. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-67-82.
- Шалаев В.П. Глобализация, постмодерн, бифуркационный человек – маркеры переходной истории // Сервис plus. 2008. № 2. С. 96–105.
- Алдошина М.И. Формирование профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 79–87. doi: 10.15293/1813-4718.2001.08.
- Гребенников И.В. Школа и семья: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
- Илларионов С.В., Илларионова Л.П. Социально-педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие. М.: Перспектива, 2014. 98 с.
- Майер А.А., Гошин М.Е., Лыкова И.А. Факторный анализ традиций семейного воспитания: социально-педагогический контекст // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 71–80.
- Горлова Н.А. Педагогика личности: учеб. пособие. М.: Русайнс, 2020. 204 с.
- Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71057260.
- Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно нравственных ценностей: указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
- О плане мероприятий по реализации в 2021–2025 гг. Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 16.09.2021 № 2580-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/402822527.
- Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому 2024 год объявляется Годом семьи [Электронный ресурс] // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/11289.
- Биктагирова Г.Ф., Валеева Р.А., Биктагиров Р.Р. Семейные традиции: вопросы теории и социального проектирования: монография. Казань: Отечество, 2012. 229 с.
- Потаповская О.М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России // Вестник Православного Свято-Тихоновского университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 110–138.
- Лыкова И.А., Майер А.А. Систематизация традиций семейного воспитания: социально-педагогический классификатор // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 200–224. doi: 10.15293/2658-6762.2205.11.
- Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). С. 173–178.
- Чэнь Ч., Куликова С.В., Гуманистические традиции семейного воспитания в России и Китае: монография. Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2017. 140 с.
- Буртонова И.Б. Воспитательный потенциал семьи в системе социально-педагогической работы дошкольного учреждения // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 5. С. 176–185.
- Алдошина М.И. Формирование этноэстетической культуры: методология, модель, методика: монография. М.: Издательство МГОУ, 2008. 263 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.
Дополнительные файлы
