Исторический опыт разработки учебно-методических пособий по истории родного края для школьников в контексте современной образовательной ситуации (на примере Уральского федерального округа)
- Авторы: Любичанковский С.В.1, Татарников О.В.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
- Страницы: 114-118
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/263423
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024131208
- ID: 263423
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье предложен обзор учебно-методических пособий по истории родного края для школ субъектов Российской Федерации, расположенных в Уральском федеральном округе, появившихся в период с 1970-х гг. по наши дни. Произведено сравнение ситуации в Тюменской, Курганской, Челябинской и Свердловской областях и Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Дана оценка соответствия имеющихся учебных пособий современным требованиям школьной образовательной системы, историко-культурному стандарту школьного образования, изучению общероссийских исторических процессов на уроках истории. Сделан вывод о недостаточной обеспеченности учебно-методическим материалом по истории родного края в современных школах Уральского федерального округа. Обусловлена данная ситуация различной степенью разработанности пособий в анализируемых субъектах. Выдвинута гипотеза о том, что работа в области создания единого учебника по истории Уральского федерального округа может стать дополнительной гарантией противодействия тенденциям формирования избыточной национальной идентичности. На основе нового пособия, в котором будут учтены актуальные требования современной школьной образовательной системы, получится создать необходимую связку между локальной и общероссийской историей, когда школьник, чувствуя себя частью своего края, при этом чувствовал бы себя и частью большого региона.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Валентинович Любичанковский
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: svlubich@yandex.ru
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России
Россия, г. ОренбургОлег Владимирович Татарников
Оренбургский государственный педагогический университет
Email: oleg14.07.2000@mail.ru
ассистент кафедры истории России
Россия, г. ОренбургСписок литературы
- Козлов В.Ф. «Огосударствленное» краеведение. История и уроки (по страницам журнала «Советское краеведение» (1930–1936 гг.) // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2013. № 9 (110). С. 53–83.
- Петрович В.Г. Региональная история: быть или не быть? // Преподавание истории в школе. 2016. № 7. С. 26–29.
- Шмидт С.О. «Краеведение – дело, значение которого не может быть преувеличено» // Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 1989. № 1 (19). С. 12–18.
- Кузнецов В.М. Модели историко-краеведческого образования в школе (на материале Челябинской области) // Преподавание истории в школе. 2016. № 7. С. 13–19.
- Веселкина В.В. История Тюменского края: учеб. пособие по истории для учащихся 7–8 кл. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1975. 111 с.
- Рощевский П.И. История Тюменского края: учеб. пособие по истории для учащихся 9–10-х классов. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1977. 128 с.
- Очерки старой Тюмени: воспоминания старожилов / сост., биогр. справки и указ. имен Л.В. Боярский. Тюмень: ППШ, 2011. 143 с.
- История родного края: учеб. пособие для учащихся 7–10 классов школ Курганской области / А.П. Григорьев, У.А. Долганов, И.Е. Плотников и др. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1975. 191 с.
- История Курганской области (с древнейших времен до 1991 года): краеведческое пособие для обучающихся, студентов и педагогов / отв. ред. Д.Н. Маслюженко. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2017. 296 с.
- Александров А.И. История родного края: учеб. пособие по историческому краеведению для уч-ся 7–10 классов школ Челябинской области. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1978. 172 с.
- Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: учеб. для учащихся общеобразоват. школ, гимназий, лицеев, колледжей. Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1997. 160 с.
- История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: учеб. пособие для учащихся 6–7 классов / Н.Б. Виноградов, Г.Н. Чагин, В.А. Шкерин. Екатеринбург: Сократ, 2006. 164 с.
- Салмина М.С. История Южного Урала. XX – начало XXI века: учеб. пособие для 9 кл. осн. общеобразов. шк. Челябинск: Взгляд, 2004. 254 с.
- Захарова Е.Ю., Ражев А.В., Кузнецов В.М. История Южного Урала с древнейших времён до начала XVI века: учеб. пособие для 6 класса общеобразовательных организаций. М.: Русское слово, 2020. 96 с.
- Кулагина Г.А. История родного края: Книга по истории Среднего Урала для 7–8 кл. сред. школы. Свердловск: Сред.-Уральск. кн. изд-во, 1976. 87 с.
- История Урала с древнейших времен до наших дней: учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений / под общ. ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. Екатеринбург: Сократ, 2004. 496 с.
- Обухов Л.А., Шкерин В.А., Шкребень Г.С. История Урала XIX–XX веков: учеб. пособие для учащихся 8–9 классов. Екатеринбург: Сократ, 2006. 141 с.
- Историческое краеведение Урала: учеб. пособие для студентов / под ред. Г.Е. Корнилова. Екатеринбург: УрГПУ, 2015. 254 с.
- История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней / отв. ред. Д.А. Редин. Екатеринбург: Волот, 1999. 472 с.
- История Ханты-Мансийского автономного округа: конец XX – начало XXI в.: учеб.-метод. пособие для учителей истории 9–11 классов / авт.-сост.: Б.Ф. Мазуров, А.Н. Семенов, Е.Г. Мазурова, Т.А. Литвиченко. Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2013. 180 с.
- История Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. / Е.И. Гололобов, Т.Н. Собольникова, Л.В. Алексеева, Т.А. Молданова и др. М.: Просвещение, 2019. 446 с.
- Алексеева Л.В. Новый учебник по истории края как одно из средств формирования региональной идентичности у школьников Ханты-Мансийского автономного округа // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: сб. научных статей VII всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. К 25-летию Московского городского педагогического университета (Москва, 25 марта 2020 г.). Вып. VII. М.: Книгодел, 2020. С. 103–112.
- История Ямала: в 2 т. Т. I. Ямал традиционный. Кн. 1. Древние культуры и коренные народы / под ред. Н.В. Федоровой, А.П. Зенько и др. Екатеринбург: Баско, 2010. 416 с.
- История Ямала: в 2 т. Т. I. Ямал традиционный. Кн. 2. Российская колонизация / под ред. И.В. Побережникова и др. Екатеринбург: Баско, 2010. 324 с.
- История Ямала: в 2 т. Т. II. Ямал современный. Кн. 1. У истоков модернизации / под ред. К.И. Зубкова и др. Екатеринбург: Баско, 2010. 368 с.
- История Ямала: в 2 т. Т. II. Ямал современный. Кн. 2. Индустриальное развитие / под ред. В.П. Тимошенко и др. Екатеринбург: Баско, 2010. 328 с.
- История Ямала с древности до наших дней: учебник для 6–9 классов общеобразовательной школы / отв. ред. Г.Г. Корнилов. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2012. 239 с.
- История и культура Ямала. Народы Ямала: учеб. пособие для 5 классов / под общ. ред. Е.Т. Пушкаревой, С.А. Алексеевой. М.: Просвещение, 2022. 115 с.
- История и культура Ямала. Ямал с древнейших времён до конца XV в.: учеб. пособие для 6 классов / под общ. ред. Н.В. Федоровой, С.А. Алексеевой. М.: Просвещение, 2022. 128 с.
Дополнительные файлы
