К вопросу о возможности формирования физической культуры личности детей подросткового возраста
- Авторы: Федотова Г.Г.1, Якимова Е.А.1, Тарасова С.В.1, Дьяков Н.В.1
-
Учреждения:
- Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьев
- Выпуск: Том 12, № 4 (2023)
- Страницы: 256-260
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/260669
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023124314
- ID: 260669
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о современных подходах к формированию физической культуры подростка. Представлены некоторые технологические приемы, имеющие отношение к процессу формирования физической культуры личности подростка, нашедшие отражение в педагогической теории и практике и учитывающие все позитивное в предлагаемых различными авторами концептуальных подходах. Это гуманистическая направленность образования и признание наличия у подростка внутреннего потенциала саморазвития с целью его приобщения к ценностям физической культуры; развитие собственно личностных функций подростка (мотивации, рефлексии, самореализации) с опорой на личностно-ориентированные технологии обучения. В центре внимания – социокультурный аспект физической культуры личности (в первую очередь осознанное отношение подростка к физическому состоянию, мотивация и ценностные ориентации на проявление действенности в физической культуре и спорте; желание постоянно заниматься физическими упражнениями на основе физкультурной образованности, гуманизация образовательного процесса как одного из ключевых направлений совершенствования физического воспитания подростков), что определяет проблемное поле в развитии и становлении личности подростка. Данное обстоятельство объясняется, на наш взгляд, правильной и, пожалуй, достижимой целью процесса физического воспитания в условиях среднего образования.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Галина Геннадьевна Федотова
Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьев
Автор, ответственный за переписку.
Email: galinagf@bk.ru
доктор биологических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Россия, г. СаранскЕлена Алексеевна Якимова
Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьев
Email: jakimovalena@mail.ru
кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Россия, г. СаранскСветлана Васильевна Тарасова
Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьев
Email: tarasovaswetlana@mail.ru
старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Россия, г. СаранскНиколай Владимирович Дьяков
Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьев
Email: dyakoff.sanya@yandex.ru
магистрант кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Россия, г. СаранскСписок литературы
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 23–25.
- Шебеко В.Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2011. 50 с.
- Щетинина С.Ю. Интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды как условие самореализации личности школьника // Теория и практика физической культуры. 2013. № 6. С. 56–59.
- Карпушина Л.П., Пупкова Н.Ф., Баранова С.В. Формирование социальной ответственности у подростков в организациях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13, № 1 (49). С. 52–56. doi: 10.51609/2079-3499_2022_13_01_52.
- Крайник В.Л., Дедловская М.В. Проблема формирования мотивационной готовности школьников к занятию физической культурой в современной образовательной парадигме // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 311–314.
- Соловьев Г.М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04. Ставрополь, 1999. 388 с.
- Матвеев Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. С. 5–8.
- Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. 2003. № 8. С. 2–9.
- Столяров В.И. Теория и методология современного физического воспитания (состояние разработки и авторская концепция). Киев: Олимп. литература, 2015. 704 с.
- Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 2–7.
- Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10–15.
- Белоуско Д.В. Основные аспекты физкультурного воспитания в свете теории и практики // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 1 (4). С. 30–38.
- Щетинина С.Ю. Методологическая основа гуманитарного преобразования физкультурно-спортивной среды общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 6. С. 2–7.
- Шумакова Н.Ю. Артпедагогика как гуманистическая система образования учащихся в области физической культуры: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04, 13.00.01. Майкоп, 2006. 45 с.
- Соловьев Г.М. Генезис становления современного целеполагания по физической культуре в системе образования // Теория и практика физической культуры. 2003. № 8. С. 10–14.
- Катренко М.В. Артпедагогика как средство творческой деятельности студентов в физическом воспитании: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Ставрополь, 2011. 176 с.
- Якимович И.Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Брянск, 1997. 187 с.
Дополнительные файлы
