Обоснование термина «профессиональная самореализация студентов»
- Авторы: Федорова М.А.1
-
Учреждения:
- Омский государственный технический университет
- Выпуск: Том 12, № 4 (2023)
- Страницы: 252-255
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/260668
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023124313
- ID: 260668
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность статьи определяется неустойчивостью содержания терминов «самореализация» и «профессиональная самореализация», используемых в современных педагогических исследованиях. Доказано, что термин «профессиональная самореализация» применим в системе высшего образования, так как, согласно ФГОС ВО, студенты должны осваивать как общие, так и профессиональные компетенции; кроме того, профессиональное становление личности является непрерывным. В статье проанализировано и обосновано содержание термина «профессиональная самореализация студентов» в педагогике. Определены термины «самореализация», «профессиональная самореализация», «допрофессиональная самореализация», «предпрофессиональная самореализация»; проанализированы особенности и обоснованность их употребления в научной литературе. Выявлено, что разделение двух почти синонимичных понятий «допрофессиональная самореализация» и «предпрофессиональная самореализация» не является обоснованным. Предложено использовать родовое понятие «профессиональная самореализация» по отношению к школе, техникуму или училищу. Профессиональная самореализация представлена как длительный и многоаспектный процесс, предполагающий становление, самоопределение и развитие личности в рамках какой-либо профессии, начиная с первых курсов обучения в вузе. Описано содержание и отличие профессиональной самореализации в вузе и на предприятии. Приведены примеры многоаспектного сотрудничества и совместных с предприятиями образовательных программ.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Мария Александровна Федорова
Омский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sidorova_ma79@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, г. ОмскСписок литературы
- Фиц А.Н. Особенности самореализации личности в профессиях различного уровня социального престижа // Альманах современной науки и образования, 2009. № 4-2. С. 170–174.
- Федорова М.А. Самореализация студентов технического вуза в исследовательской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 15–21.
- Федорова М.А. Педагогическая технология профессиональной самореализации студентов в научных исследованиях [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2020. № 1. https://eidos-institute.ru/journal/2020/100/Eidos-Vestnik2020-112-Fedorova.pdf.
- Герасимов В.П., Сычев О.А. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. 220 с.
- Хуторской А.В. Дидактика: учебник. СПб., 2017. 720 с.
- Байлук В.В. Профессиональная самореализация личности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб. мат-лов и докл. междунар. конф. Екатеринбург, 2014. С. 208–213.
- Байлук В.В. Ценности профессиональной самореализации личности // Педагогическое образование в России. 2015. № 3. С. 19–26.
- Кропотина Н.М. Формирование профессиональных компетенций как основа профессиональной самореализации человека в XXI веке // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб. мат-лов и докл. междунар. конф. Екатеринбург, 2014. С. 245–249.
- Костеневский А.В. Формирование потребности в профессиональной самореализации личности курсантов вузов ВВ МВД РФ: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2000. 182 с.
- Бакиева Э.В. Формирование потребности в профессиональной самореализации у студентов технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Шуя, 2012. 23 с.
- Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2011. 624 с.
- Валитова Е.Ю. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов в образовательном пространстве вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2017. 23 с.
- Крыжановская И.В. Многоуровневая модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов технических вузов: автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 2020. 33 с.
- Пашкевич А.В. Проектирование социально-педагогических условий профессионального самоопределения студентов бакалавриата: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2013. 25 с.
- Разуваев И.С., Тарасова Т.В. Апробация модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов с применением тьюторских технологий // KANT. 2018. № 2 (27). С. 120–125.
- Ионов А.В. Допрофессиональное самоопределение учащихся средней школы // Человек и образование. 2009. № 4. С. 157–160.
- Обдирщиков Н.Н., Исакова Т.Б. Профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка: понятийный аспект // Вестник ВУиТ. 2009. № 1. С. 226–237.
- Панина С.В. Региональный подход к допрофессиональной подготовке педагогов // Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 3 (03). С. 16–21.
- Мартынова Е.С. Предпрофессиональное образование в старшей школе – основа выбора будущей профессии // Менеджмент в образовании: экосистемный подход: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (22 апреля 2023 г.) / под ред. О.А. Любченко. М., 2023. С. 97–101.
- Трубина Г.Ф., Мащенко М.В. Предпрофессиональная социализация личности старшеклассника в процессе обучения // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 79–86.
- Смушкевич Л.Н., Костомарова Е.В., Савва Л.И. Организация предпрофессиональной подготовки и профессионального обучения старшеклассников в условиях многопрофильного лицея посредством применения целевых моделей наставничества // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 5. https://mir-nauki.com/PDF/56PSMN523.pdf.
- Савченко Т.В. Предпрофессиональная адаптация старшеклассников к получению высшего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Сургут, 2006. 20 с.
- Fedorova M.A., Tsyguleva M.V., Tsoupikova H.V., Efimenko I.N. Providing professional self-realization for technical university students when teaching the humanities // Going Global through Social Sciences and Humanities: a Systems and ICT Perspective. GGSSH. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 907. Cham: Springer, 2019. P. 23–30.
- Jiménez G.G. Education is love and self-realization // Revista de Comunicación de la SEECI. Año XX. 2016. Vol. 39. P. 162–183. doi: 10.15198/seeci.2016.39.162-183.
Дополнительные файлы
