Тесты в Moodle: оптимизация учебного процесса для студентов технических специальностей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается внедрение и использование тестовых заданий в системе Moodle с целью улучшения качества образования. Данное исследование рассматривает вызовы, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты технических специальностей в современной образовательной среде, подчеркивая необходимость развития не только теоретических, но и практических навыков. Выделяется роль электронных обучающих средств, подчеркивается значимость онлайн-платформ, а именно системы дистанционного обучения Moodle. Основной фокус статьи – применение тестовых заданий на платформе Moodle с целью оптимизации учебного процесса и оценки успеваемости студентов технических вузов. Исследование представляет собой результаты опроса преподавателей и учащихся Института кибербезопасности и цифровых технологий и Института перспективных технологий и индустриального программирования РТУ МИРЭА о применении СДО Moodle и использовании тестовых заданий для оценки знаний. Также работа охватывает различные аспекты использования Moodle в образовательном процессе, акцентируя внимание на развитии практических навыков и эффективной оценке успеваемости. Преподаватели поделились своим опытом использования Moodle в образовательных целях, выявляя преимущества и особенности внедрения тестовых заданий. Студенты, в свою очередь, выразили свое мнение о восприятии платформы, а также об уровне удовлетворенности. Результаты опроса были представлены в качестве количественных и качественных данных и впоследствии подвергнуты статистическому анализу. Также большое внимание было уделено преимуществам и ограничениям использования СДО Moodle в образовании с точки зрения участников процесса. Эти выводы могут быть ценным ресурсом для преподавателей, а также для разработчиков платформы, стремящихся улучшить функционал с учетом потребностей технических образовательных программ.

Об авторах

Анна Павловна Новодерова

МИРЭА – Российский технологический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: an.novoderova@yandex.ru

кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры высшей математики

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. Миллер И.С. Проблемы системы оценивания знаний студентов // Университетские чтения – 2017: мат-лы науч.-метод. чтений ПГУ (Пятигорск, 12–13 января 2017 г.). Ч. X. Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2017. С. 50–54.
  2. Трухинов Е.Г. Результативность онлайн-обучения и возникающие проблемы при оценке успеваемости // Всероссийский форум молодых исследователей – 2023: сб. ст. всерос. науч.-практ. конф. (Петрозаводск, 30 марта 2023 г.). Петрозаводск: Новая наука, 2023. С. 31–35.
  3. Фэн Ю. Особенности и преимущества платформы Moodle // Педагогические науки: актуальные вопросы теории и практики: сб. ст. VI междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 15 мая 2023 г.). Пенза: Наука и просвещение, 2023. С. 11–14.
  4. Гаирбекова П.И. Применение системы дистанционного обучения Moodle в образовании // Научные междисциплинарные исследования: мат-лы XIV междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / под ред. Н.В. Емельянова. М.: КДУ, Добросвет, 2021. С. 446–453.
  5. Муслимова А.З., Дирксен С.В. Система управления обучением Moodle в организациях технического и профессионального образования // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2019. № 4 (80). С. 112–118.
  6. Ходинская М.В. Преимущества организации самостоятельной работы студентов на основе платформы LMS Moodle // Проблемы лингвообразования в неязыковом вузе: мат-лы V респуб. науч.-практ. конф. (с междунар. уч.) (Минск, 28–29 января 2021 г.). Минск: Белорусский государственный университет, 2021. С. 160–164.
  7. Белякова А.Ю., Синицын С.В. Внутренняя система тестирования вуза с использованием образовательной среды Moodle // Проблемы управления качеством образования: сб. избранных ст. междунар. науч.-метод. конф. (Санкт-Петербург, 29 марта 2022 г.). СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2022. С. 74–79.
  8. Мельникова А.Я., Кириллова И.К., Ваганова О.И. Опыт организации тестирования на платформе Moodle // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 3 (226). С. 99–105.
  9. Залесский М.Л. Педагогические возможности электронного тестирования // Образовательные технологии (г. Москва). 2019. № 4. С. 81–91.
  10. Савиных И.В., Журавлева Е.А. Форматы для обмена тестовыми заданиями: Aiken и GIFT // Вестник Марийского государственного университета. 2009. № 3. С. 99–100.
  11. Сарыков Е.С. Создание файлов с тестовыми вопросами формата GIFT и их импортирование в LMS Moodle // Инновационные образовательные технологии в системе «Школа–вуз»: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. уч.). Орехово-Зуево: ГГТУ, 2016. С. 62–70.
  12. Турдиева Г.С., Набиева Д. Методика создания тестовых вопросов в системе дистанционного обучения Moodle // Теория и практика современной науки. 2017. № 12 (30). С. 695–698.
  13. Попов А.Э., Напрасников С.В. Формирование файлов тестов в стандарте Moodle-XML из текстовых файлов с произвольной разметкой // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 8. С. 827–833.
  14. Коптенок Е.В., Савенко А.В., Сухарев Е.А., Трунников М.В., Фомин И.И. Программные средства управления банком вопросов электронной образовательной среды университета // Молодой ученый. 2019. № 1 (239). С. 10–13.
  15. Герасимов В.В., Бутенко М.А., Кузьмин Н.М. Автоматизация создания банка заданий для проведения тестирования в системе дистанционного обучения Moodle // Достижения науки и технологий-ДНиТ-2021: сб. науч. ст. по мат-лам всерос. науч. конф. (Красноярск, 10–11 декабря 2021 г.). Красноярск: Красноярский краевой Дом науки и техники Российского союза научных и инженерных общественных объединений, 2021. С. 269–274.
  16. Шергин С.Н., Денисов Н.В., Лука В.В. Веб-инструмент управления банком тестовых заданий с синхронизацией с системой Moodle // Вестник Югорского государственного университета. 2021. Вып. 4 (63). С. 95–99. doi: 10.17816/byusu20210495-99.
  17. Кайдалова Л.В., Гуменникова Ю.В., Черницына Р.Н. Статистический анализ результатов тестирования по разделу «Линейная алгебра и аналитическая геометрия» в среде Moodle // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т. 21, № 65. С. 35–39.
  18. Грамбовская Л.В., Баданина Л.А. Проблемы удаленного онлайн тестирования по математике с применением LMS Moodle // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 5 (131). doi: 10.23670/irj.2023.131.41.
  19. Можей Н.П., Шинкевич Е.А. О методике преподавания естественнонаучных дисциплин с использованием системы Moodle // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: мат-лы VII междунар. науч. конф. (Красноярск, 19–22 сентября 2023 г.). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. С. 409–413.
  20. Орликов Л.Н., Шандаров С.М. Опыт использования системы Moodle при обучении студентов университета техническим дисциплинам // Паритеты, приоритеты и акценты в цифровом образовании: сб. научных трудов. В 2-х ч. Ч. 2. Саратов: Саратовский источник, 2021. С. 111–116.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Качественный состав респондентов студенческой аудитории. До знака «;» указаны специальности, после знака «;» – число респондентов, обучающихся по данным специальностям

Скачать (225KB)
3. Рисунок 2 – Распределение ответов преподавателей на вопрос: «Какие преимущества Вы видите в использовании Moodle для проведения тестов?» (допускался выбор нескольких вариантов ответа)

Скачать (62KB)
4. Рисунок 3 – Распределение ответов преподавателей на вопрос: «Какие цели преследуются при использовании тестов в Вашем курсе?» (допускался выбор нескольких вариантов ответа)

Скачать (50KB)
5. Рисунок 4 – Распределение ответов преподавателей на вопрос: «Какие инструменты и функции Moodle Вы используете для улучшения процесса тестирования?» (допускался выбор нескольких вариантов ответа)

Скачать (118KB)
6. Студенты 1

Скачать (37KB)
7. Преподаватели 1

Скачать (33KB)
8. Студенты 2

Скачать (60KB)
9. Преподаватели 2

Скачать (46KB)
10. типы заданий

Скачать (65KB)
11. типы вопросов

Скачать (43KB)

© Новодерова А.П., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».