Технология формирования профессиональной субъектности будущего педагога
- Авторы: Дмитроченко Т.В.1
-
Учреждения:
- Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
- Выпуск: Том 12, № 4 (2023)
- Страницы: 201-205
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/260659
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023124304
- ID: 260659
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы формирования профессиональной субъектности будущих педагогов. Представлен анализ литературы по исследуемой проблематике, связанной с субъектностью студента (работы А.В. Белошицкого, Е.Н. Волковой, А.В. Гвоздевой, М.В. Исакова, А.Д. Кариева, Л.Г. Майдокиной и др.). С учетом специфики условий профессионально-педагогического образования было предложено авторское определение профессиональной субъектности будущего педагога, рассматриваемой в качестве сложного интегративного качества личности, позволяющего будущему педагогу осуществлять самостоятельный профессиональный выбор, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность и деятельность учеников. В статье были рассмотрены технологические аспекты формирования профессиональной субъектности студентов-педагогов. Было представлено теоретическое и эмпирическое обоснование технологии формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в процессе освоения содержания педагогических дисциплин. Были рассмотрены вопросы разработки педагогических технологий, отраженные в трудах В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина и др. В статье описаны составляющие разработанной технологии: концептуальная часть (философские идеи субъекта и субъектности личности, концепции формирования профессиональной субъектности будущего специалиста и пр.), содержательная часть (цели реализации технологии и содержание образования), процессуальная часть (совокупность этапов, организационных форм и методов обучения, используемых образовательных технологий). Также описана реализация этапов технологии формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в процессе освоения студентами содержания педагогических дисциплин (подготовительный, деятельностный, рефлексивный). Представлены результаты реализации технологии формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в опытно-экспериментальной работе.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Вячеславовна Дмитроченко
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bossyblond7@mail.ru
старший преподаватель кафедры педагогики профессионального образования
Россия, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский крайСписок литературы
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование: приказ Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 125 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71897864.
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70535556.
- О концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/404930447.
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [Электронный ресурс] // https://base.garant.ru/71848426.
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70644220.
- Белошицкий А.В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Воронеж, 2009. 42 с.
- Волкова Е.Н., Суворова О.В., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А., Гришина А.В., Пыжьянова М.А., Косых Е.А., Кузьминых Л.Н., Потапова А.Б. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи: учеб. пособие. Нижний Новгород: НГПУ имени К. Минина, 2012. 250 с.
- Гвоздева А.В. Интегративно-дифференцированный подход к развитию субъектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.02. Курск, 2009. 52 с.
- Исаков М.В. Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.01. М., 2008. 28 с.
- Кариев А.Д. Становление субъектности студента с использованием интерактивных образовательных технологий в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2020. 24 с.
- Майдокина Л.Г. Психолого-педагогические технологии развития субъектности студента педагогического вуза: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. Тамбов, 2010. 25 с.
- Ольховая Т.А., Погадаева Ю.В. Аксиологические основы развития субъектной позиции студента университета // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. № 4. С. 59–62.
- Прокофьева Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. Волгоград, 2001. 19 с.
- Серегина И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: автореф. … канд. псих. наук: 19.00.07. М., 1999. 24 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 412 с.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989. 78 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. 80 с.
- Кульневич С.В. Педагогика личности: учеб. пособие / отв. ред. Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1995. 166 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2013. 576 с.
Дополнительные файлы
