Методология проектирования профессиограммы специалиста по техносферной безопасности
- Авторы: Горина Л.Н.1, Денисова О.П.1, Фрезе Т.Ю.1, Панишев А.Л.2
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет
- Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
- Выпуск: Том 12, № 4 (2023)
- Страницы: 195-200
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/260658
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023124303
- ID: 260658
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Подготовка специалистов для областей промышленности и отдельных производств подразумевает наличие профессиональных компетенций, позволяющих выполнять функциональные обязанности эффективно и качественно. Специфика профессиональной деятельности может быть выражена перечнем компетенций, которые описывают область задач специалистов, их знания, умения, навыки, требования к специалисту как с точки зрения наличия теоретических знаний и практического опыта, так и личностные составляющие, необходимые для исполнения обязанностей. Можно ли сегодня говорить об определенном наборе компетенций для конкретной профессии или деятельности? Существуют различные виды описаний профессиональной деятельности специалистов: должностные инструкции, квалификационные справочники, профессиональные стандарты, модели специалистов, профессиографические описания, структуры профессиональные или квалификационные. Такое разнообразие форматов описания профессии, вида деятельности подразумевает их разное содержание, в зависимости от целей, задач проектирования, ожидаемого результата проекта, особенностей деятельности работника, данных, необходимых для учета и контроля результата. Целевое назначение профессиограмм состоит в описании необходимых и достаточных компетенций для конкретного специалиста. Такое описание становится дорожной картой при получении профессионального образования, для деятельности, для профессиональной переподготовки и сертификации специалиста. Методология проектирования профессиограмм основана на алгоритмическом подходе, позволяющем описать универсальный процесс разработки профессиограммы для конкретной области деятельности.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Лариса Николаевна Горина
Тольяттинский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: gorina@tltsu.ru
доктор педагогических наук, профессор, директор института инженерной и экологической безопасности
Россия, г. Тольятти, Самарская областьОксана Петровна Денисова
Тольяттинский государственный университет
Email: kseniya101@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии, начальник управления сопровождения учебного процесса
Россия, г. Тольятти, Самарская областьТатьяна Юрьевна Фрезе
Тольяттинский государственный университет
Email: ntc@tltsu.ru
кандидат экономических наук, доцент, директор научно-технического центра промышленной и экологической безопасности
Россия, г. Тольятти, Самарская областьАндрей Львович Панишев
Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Email: senior.panisheff@yandex.ru
начальник Самарского регионального отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями
Россия, г. СамараСписок литературы
- Grosu V., Cosmulese C.G., Socoliuc M., Ciubotariu M.-S., Mihaila S. Testing accountants’ perceptions of the digitization of the profession and profiling the future professional [Internet] // Technological Forecasting and Social Change. 2023. Vol. 193. doi: 10.1016/j.techfore.2023.122630.
- Muja A., Blommaert L., Gesthuizen M., Wolbers M.H.J., The vocational impact of educational programs on youth labor market integration [Internet] // Research in Social Stratification and Mobility. 2019. Vol. 64. doi: 10.1016/j.rssm.2019.100437.
- Essl G. The ‘Profession/Occupation Field Model’ as an activity theoretical framework for the development of engineers in the context of the smart city approach // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 204. P. 2–13. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.08.103.
- Galeeva R.B. Marketing specialists’ professional activities model as a foundation for training content design // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. P. 1528–1537. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.04.708.
- Кудаков О.Р., Данилов В.А., Матушанский Г.У. Структура командной компетенции // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2. С. 81–87. doi: 10.51379/kpj.2021.146.3.010.
- Этуев Х.Х., Швиндт А.Н., Фролова О.В., Максимова М.В. Методический подход к формированию матрицы компетенций под запросы цифровой экономики // Вопросы образования. 2023. № 2. doi: 10.17323/1814-9545-2023-2-214-240.
- Ерошенкова Е.И., Шаповалова И.С., Карабутова Е.А., Анохина С.В., Мирошникова О.С. Просоциальная компетентностная модель будущего педагога // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 2. С. 11–47. doi: 10.17853/1994-5639-2022-2-11-47.
- Катаев К.С., Катаев С.Г., Каменская И.В. О принципах построения модели специалиста – выпускника педагогического вуза // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 3. С. 35–66. doi: 10.17853/1994-5639-2023-3-35-66.
- Кравцов П.Г. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций в системе функционально ориентированной подготовки студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 6 (44). С. 4–10.
- Неумоева-Колчеданцева Е.В. Теоретическое обоснование модели сопровождения личностного самоопределения студентов магистратуры в ходе педагогической практики // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 9. С. 11–36. doi: 10.17853/1994-5639-2020-9-11-36.
- Ясько Б.А., Казарин Б.В. Модель личности специалиста: методологическое обоснование и практическая востребованность // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 4. С. 109–137.
- Savchenko E.V., Zavyalova O.S., Rybakova K.A., Voronin D.P. Psychological and pedagogical issues of engineering training in higher education // Science prospects. 2019. № 6 (117). P. 149–151.
- Багдасарьян Н.Г., Петрунева Р.М., Васильева В.Д. От компетентностной модели специалиста-инженера к STEM-образованию, или … Вперёд в прошлое? // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 5. С. 67–83. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-67-83.
- Саламатов А.А., Гордеева Д.С. Модель онтологической рефлексии формирования эколого-экономических ценностных ориентаций в процессе профессионального образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 2. С. 53–77. doi: 10.17853/1994-5639-2020-2-53-77.
- Федоров В.А., Третьякова Н.В. Концептуальные основы здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций в контексте теории управления качеством // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 2. С. 15–45. doi: 10.17853/1994-5639-2023-2-15-45.
- Колодницкая О.А. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов // Перспективы науки. 2019. № 6 (117). С. 178–180.
- Зеер Э.Ф., Лебедева Е.В., Зиннатова М.В. Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании // Образование и наука. 2016. № 7 (136). С. 40–56. doi: 10.17853/1994-5639-2016-7-40-56.
- Бобко Т.В., Петрова Т.В. Идентификация подхода к управлению вузами на современном этапе как процессного // Фундаментальные исследования. 2017. № 9–1. С. 127–133.
- Волков В.Н. Развитие государственно-общественного управления образованием через профессионально-общественную оценку инновационной деятельности // Образование и наука. 2015. № 6 (125). С. 39–49. doi: 10.17853/1994-5639-2015-6-39-49.
- Воронов Г.А., Грошев А.Р. Процессный подход в управлении организациями в условиях неопределенности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. https://science-education.ru/ru/article/view?id=6294.
Дополнительные файлы
