Продвижение русского языка в системе образования Танзании: предпосылки, востребованность, «дефициты» и потенциальные «точки роста»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются программные документы, регламентирующие функционирование системы образования Танзании, рассматриваются социально-экономические факторы, влияющие на ее развитие, анализируется языковая политика, а также государственная политика Правительства Объединенной Республики Танзания в области образования, которое рассматривается как стратегический фактор трансформации менталитета и создания хорошо образованной нации, в достаточной степени обладающей знаниями, необходимыми для компетентного и конкурентоспособного решения задач, стоящих перед страной. Выявляются цели, стоящие перед системой образования Танзании, направленные на содействие всеобщей доступности качественного базового образования, включая дошкольное, начальное и среднее образование; искоренение неграмотности; распространение качественного высшего образования, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных кадров, необходимых для эффективного развития всех секторов экономики. Определяются проблемы, с которыми сталкивается система образования Танзании, способы их решения и перспективы развития. Детально описывается деятельность Представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, являющегося координатором продвижения русского языка и культуры на территории Танзании. Выявляются факторы, влияющие на востребованность русского языка, повышение мотивации к его изучению, на формирование положительного образа России в сознании танзанийцев и спрос на российское образование в целом среди молодежи Танзании. Определяются предпосылки, «дефициты» и потенциальные «точки роста» продвижения русского языка в системе образования Танзании. Приводятся результаты анкетирования, проведенного в ходе официального визита делегации СГСПУ в Танзанию, определившие дальнейшие перспективы исследования, результатом которого станет модульная программа подготовки учителя русского языка как иностранного для образовательных организаций Танзании в системе российского непрерывного педагогического образования, включающая многоуровневые программы по русскому языку как иностранному, программы бакалавриата, магистратуры по русскому языку и методике его преподавания и программы повышения квалификации для учителей русского языка.

Об авторах

Светлана Юрьевна Бакулина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: bakulina@sgspu.ru

кандидат культурологии, исполняющий обязанности ректора, доцент кафедры педагогики и психологии

Россия, г. Самара

Валерия Витальевна Бондарева

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: bondareva@sgspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент, начальник международного отдела, доцент кафедры иностранных языков

Россия, г. Самара

Оксана Константиновна Позднякова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, профессор кафедры педагогики и психологии

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. The education policy act, 1995 [Internet] // Parliament of the United Republic of Tanzania. https://www.parliament.go.tz/polis/uploads/bills/acts/1566634292-The%20Education%20(Amendment)%20Act,%20-1995.pdf.
  2. Constitution of the United Republic of Tanzania. 1977. 89 p.
  3. Partnership Compact 2021/22-2025/26. Towards improved inclusive student based teaching for quality learning. 2022. 57 p.
  4. Education and training policy. Tanzania, 2014. 70 p.
  5. Tanzania to increase free education budget for primary, secondary schools [Internet] // https://english.news.cn/africa/20230415/a9e16be832f04718b6ae7794375c884a/c.html.
  6. The Tanzania development vision 2025 [Internet] // UNESCO. https://en.unesco.org/creativity/sites/creativity/files/qpr/vision2025.pdf.
  7. Education sector development plan 2016/17–2020/21. 2019. 246 p.
  8. Танзания [Электронный ресурс] // Knoema. https://ru.knoema.com/atlas/Танзания/topics/Образование.
  9. Ответы на пять вопросов о наименее развитых странах [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций. https://news.un.org/ru/story/2023/03/1438177.
  10. The impact of language policy and practice on children’s learning in Tanzania [Internet] // UNICEF. https://www.unicef.org/esa/sites/unicef.org.esa/files/2018-09/unicef-2017-language-and-learning-tanzania.pdf.
  11. National curriculum framework for basic and teacher education. 2019. 100 p.
  12. EAC Integration Education Act, 2019 [Internet] // https://www.eala.org/documents/view/eac-integration-education-act-2019.
  13. Curriculum for Primary Education Standard I–VII. 2019. 72 p.
  14. Пресс-конференция Владимира Путина по итогам саммита Россия – Африка [Электронный ресурс] // Известия. https://iz.ru/1551548/2023-07-30/press-konferentciia-vladimira-putina-po-itogam-sammita-rossiia-afrika-glavnoe.
  15. Why Russia relations vital for Tanzania economic growth [Internet] // Daily News. https://dailynews.co.tz/why-russia-relations-vital-for-tanzania-economic-growth.
  16. Russia-African Summit: Expectations and its impacts on the Tanzanian – Russian relationship [Internet] // Daily News. https://dailynews.co.tz/russia-african-summit-expectations-and-its-impacts-on-the-tanzanian-russian-relationship.
  17. Top Russian universities to open branches in Africa [Internet] // Daily News. https://dailynews.co.tz/top-russian-universities-to-open-branches-in-africa.
  18. Russia offers scholarship to brainy Tanzanians [Internet] // Daily News. https://dailynews.co.tz/russia-offers-scholarship-to-brainy-tanzanians.
  19. Russia embarks on free Russian language to Tanzanians [Internet] // Daily News. https://dailynews.co.tz/russia-embarks-on-free-russian-language-to-tanzanians.
  20. Ильенко Д.С. Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного в Танзании // Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.А. Вишнякова. М.: Изд-во МПГУ, 2021. С. 192–197.
  21. Путин выступил с речью на форуме Россия – Африка [Электронный ресурс] // РИА Новости. https://ria.ru/20230727/forum-1886582293.html.
  22. Декларация второго саммита Россия – Африка [Электронный ресурс] // Президент России. http://www.kremlin.ru/supplement/5972.
  23. Онлайн-мониторинг [Электронный ресурс] // Education in Russia. https://education-in-russia.com/education-in-russia/monitoring.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бакулина С.Ю., Бондарева В.В., Позднякова О.К., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».