Интегративно-модульная технология обучения общей химии
- Авторы: Передерина И.А.1, Тверякова Е.Н.1, Мирошниченко Ю.Ю.2, Дрыгунова Л.А.1, Зыкова М.В.1, Жолобова Г.А.1, Голубина О.А.1
-
Учреждения:
- Сибирский государственный медицинский университет
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет
- Выпуск: Том 7, № 1 (2018)
- Страницы: 282-286
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/25387
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201871311
- ID: 25387
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Авторами показана возможность применения инновационных образовательных технологий в учебном процессе классического медицинского вуза. Кроме традиционных методов обучения и контроля (анкетирование, контрольные работы, коллоквиумы, зачеты и экзамены) на кафедре химии Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ) внедрена интегративно-модульная технология (ИМТ) обучения студентов-медиков общей химии. При планировании образовательных программ в рамках компетентностного подхода произведена замена парадигмы обучения на парадигму продуктивного учения при большей самостоятельности студентов, которые проектируют собственные профессиональные и универсальные компетенции. В содержательном блоке дисциплины «Химия» выделены два компонента: инвариантный и вариативный. Вариативный компонент - элективный курс, посвященный химии биологически активных и токсичных соединений. В статье авторы излагают результаты сочетания академических и инновационных методов и технологий обучения. Кроме того, предложен примерный алгоритм усвоения материала на примере модуля курса, посвященного адсорбционным равновесиям и процессам. Он содержит теоретическую подготовку, обеспеченную учебниками, лекционным текстом и методическими пособиями. Качественную оценку учебной работы студенты проводят самостоятельно с помощью тестовых заданий и в ходе выполнения практического задания на лабораторных занятиях. Описанная в работе модель интегративно-модульного обучения химии позволяет значительно повысить мотивацию студентов в процессе обучения, улучшить формирование профессиональных компетенций путем оптимизации аудиторной и самостоятельной работы студента.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ирина Александровна Передерина
Сибирский государственный медицинский университет
Email: perederina.irina@yandex.ru
кандидат химических наук, доцент кафедры химии
Россия, ТомскЕлена Никитична Тверякова
Сибирский государственный медицинский университет
Email: tveryakovae@mail.ru
кандидат химических наук, доцент кафедры химии
Россия, ТомскЮлия Юрьевна Мирошниченко
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Email: myy42@yandex.ru
кандидат химических наук, доцент кафедры общей химии и химической технологии
Россия, ТомскЛариса Александровна Дрыгунова
Сибирский государственный медицинский университет
Email: l_drygunova@mail.ru
кандидат химических наук, доцент кафедры химии
Россия, ТомскМария Владимировна Зыкова
Сибирский государственный медицинский университет
Email: gmv2@rambler.ru
кандидат фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой химии
Россия, ТомскГалина Александровна Жолобова
Сибирский государственный медицинский университет
Email: zholobovagalina@mail.ru
кандидат химических наук, доцент кафедры химии
Россия, ТомскОльга Александровна Голубина
Сибирский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: mtgolubin@yandex.ru
кандидат химических наук, доцент кафедры химии
Россия, ТомскСписок литературы
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Изд-во «Педагогика», 1982. Академия педагогических наук СССР. Серия «Педагогическая библиотека». 656 с.
- Литвинова Т.Н. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза. Краснодар, 2001. 262 с.
- Свистунов А.А., Спиваковский Ю.М., Эйберман А.С., Черненков Ю.В., Протопопов А.А., Шульгина Е.Н. Модульно-рейтинговые образовательные технологии на выпускающей кафедре медицинского университета: возможности и перспективы в свете общих принципов Болонского процесса // Саратовский научно-медицинский журнал. 2008. № 3 (21). С. 14-18.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. 424 с.
- Козырева О.А. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. пособие. М., 2010. 21 с.
- Егорова Н.Л., Коваленко А.В. Компетентностный подход в образовании. Хрестоматия-путеводитель. Томск: РЦРО. 2006. 88 с.
- Литвинова Т.Н. Модули содержания модернизированного курса химии для студентов медицинского вуза // Инновации в преподавании: сборник научных и научно-методических трудов VI междунар. науч.-практ. конф. в рамках Евразийского сотрудничества. 2016. С. 163-166.
- Мирошниченко Ю.Ю., Передерина И.А., Тверякова Е.Н. Применение новых образовательных технологий при изучении химии // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 278-284.
- Михайлова Н.Н. Модульно-компетентностный подход к проектированию образовательных технологий в профессиональном образовании // Научные исследования в образовании. 2008. № 10. С. 24-33.
- Сборник задач и упражнений по химии (Общая, неорганическая и физико-коллоидная химия): учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям высшего профессионального образования группы Здравоохранения / И.А. Передерина и др. Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2012. 84 с.
- Практикум по общей химии для студентов врачебных факультетов: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» / ред. М.С. Юсубов. 4-е изд., стереотип. Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2012. 92 с.
- Тестовые задания по химии. Общая и неорганическая химия: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям высшего профессионального образования группы Здравоохранения / И.А. Передерина и др. Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2012. 84 с.
- Физико-коллоидная химия в медицине: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям высшего профессионального образования группы Здравоохранения / И.А. Передерина и др. Томск: СибГМУ, 2011. 94 с.
- Жолобова Г.А., Голубина О.А., Зыкова М.В., Прищепова О.Ф. Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Органическая химия» в CибГМУ // Сб. «Современное образование: развитие технологий и содержания высшего профессионального образования как условие повышения качества подготовки выпускников». Томск, 2017. С. 206-207.
- Комаров Г.А., Комаров С.Г., Архангельская Е.Ф., Писарчук А.С. Дистанционное последипломное образование подготовки врачей-экспертов, работающих в сфере ОМС // Здравоохранение Российской Федерации. 2014. Т. 58, № 4. С. 46-59.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20-26.
- Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.
- Петрова Р.Г., Рябова Т.В. Восприятие инновационных образовательных технологий студентами младших курсов на примере медицинского вуза // Казанский пед. журнал. 2017. № 1 (120). С. 164-168.
- Бойцова Е.А., Дроздов В.И. Модульно-рейтинговая система на базе тестовых технологий // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 83-85.
- Дулова О.В., Цинкер В.М. Структурные и функциональные компоненты технологии реализации модульно-компетентностного подхода // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 13. С. 49-52.
- Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р., Левина Е.Ю. Реализация модульно-компетентностного подхода при проектировании учебных модулей естественно-научных и профессиональных дисциплин // Инновации в образовании. 2016. № 3. С. 62-73.
Дополнительные файлы
