Проверка и оценивание сформированности профессиональных компетенций: проблемы и пути их решения (на материале дисциплины/модуля «Методика обучения биологии»)

Обложка
  • Авторы: Марина А.В.1, Галкина Е.А.2, Макарова О.Б.3
  • Учреждения:
    1. Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
    2. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
    3. Новосибирский государственный педагогический университет
  • Выпуск: Том 7, № 1 (2018)
  • Страницы: 275-282
  • Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
  • URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/25386
  • DOI: https://doi.org/10.17816/snv201871310
  • ID: 25386

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье на примере дисциплины/модуля «Методика обучения биологии» основной профессиональной образовательной программы направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) рассматривается один из ключевых вопросов, связанных с формированием профессиональных компетенций будущего бакалавра, - вопрос о процедурах проверки и оценивания профессиональных компетенций. В статье приведен перечень профессиональных компетенций, формируемых средствами дисциплины. Представлен компонентный состав каждой из них. Описаны процедуры и технологии проверки сформированности компонентов профессиональных компетенций - знаний, умений, владений. Приведены примеры заданий каждой из используемых в опыте работы авторов статьи процедур. Установлено, что наименьшие сложности связаны с разработкой заданий, направленных на проверку сформированности деятельностной составляющей компетенций. Раскрыты критерии оценивания деятельности студентов в рамках каждой из обозначенных процедур. Приведены критерии оценивания тестирования, выполнения исследовательских реферативных работ, творческих заданий, мультимедийных презентаций. Показаны сложности, с которыми сталкиваются педагоги при осуществлении данной работы. Основной проблемой определения критериальной базы оценивания итоговых форм контроля является раскрытие преимущественно знаниевой составляющей компетентностного состава дисциплины. Представленные материалы могут быть использованы в опыте деятельности вузовских педагогов, преподающий курс «Методика обучения биологии».

Об авторах

Антонина Васильевна Марина

Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Email: marinaab@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, географии и химии

Россия, Арзамас, Нижегородская область

Елена Александровна Галкина

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Email: galkina7@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физиологии человека и методики обучения биологии

Россия, Красноярск

Ольга Борисовна Макарова

Новосибирский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: maknsk@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии и методики обучения биологии

Россия, Новосибирск

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 г. № 91 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - http://минобрнауки.рф/документы/8073.
  2. Аглямова З.Ш., Камашева Ю.Л. Реализация компетентностного подхода при разработке учебно-методического обеспечения // Образование: традиции и инновации: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (21 октября 2013 года) / отв. ред. Н.В. Уварина. Прага: World press s г.о., 2013. С. 6-10.
  3. Галкина Е.А., Марина А.В., Макарова О.Б. Новые подходы в методической подготовке студентов-биологов к работе в условиях перехода на ФГОС основного общего образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 3 (33). С. 48-52.
  4. Галкина Е.А., Марина А.В., Макарова О.Б. Актуализация учебных программ ВПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога // Вестник НГПУ. 2015. № 3. С. 22-33.
  5. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография. Ростов-на-Дону: Аркол, 2010. 386 с.
  6. Камашева Ю.JI. Оценка качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ высшего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2009. 242 с.
  7. Лазаренко И.Р. Региональный контекст проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 7-14.
  8. Тюнникова Ю.С. Концептуализация системы подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности // European Journal of Contemporary Education. 2015. Vol. 11, № 1. С. 98-112.
  9. Харитонова О.В. Обновление образовательных программ высшего профессионального образования для обеспечения непрерывного процесса подготовки кадров // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 2. С. 17-20.
  10. Харитонова С.С., Марина А.В. Использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров педагогического образования // Педагогика высшей школы. 2016. № 3. С. 47-53.
  11. Харитонова С.С., Марина А.В., Опарина С.А. Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии») // Педагогика высшей школы. 2017. № 2 (08). С. 46-50.
  12. Марина А.В., Шеманаев В.А. Практика в системе профессионального образования и личностного роста студента-бакалавра. Выпуск VII: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Мариной. Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. 213 с.
  13. Марина А.В. Практикум по методике обучения биологии. Часть I. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. 102 с.
  14. Методологические проблемы современного школьного биологического образования: монография / Н.З. Смирнова, Е.Н. Прохорчук, Т.В. Голикова, И.А. Зорков, Е.А. Галкина. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафева. 2015. 322 с.
  15. Учебные занятия в условиях реализации ФГОС: учебное пособие / Н.З Смирнова, Н.М. Горленко, Е.А. Галкина, И.А. Зорков. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафева. 2015. 190 с.
  16. Макарова О.Б., Никитина Л.Я., Сивохина Л.Н. Практикум по методике обучения биологии: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. 92 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Марина А.В., Галкина Е.А., Макарова О.Б., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».