Проверка и оценивание сформированности профессиональных компетенций: проблемы и пути их решения (на материале дисциплины/модуля «Методика обучения биологии»)
- Авторы: Марина А.В.1, Галкина Е.А.2, Макарова О.Б.3
-
Учреждения:
- Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
- Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
- Новосибирский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 7, № 1 (2018)
- Страницы: 275-282
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/25386
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201871310
- ID: 25386
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье на примере дисциплины/модуля «Методика обучения биологии» основной профессиональной образовательной программы направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) рассматривается один из ключевых вопросов, связанных с формированием профессиональных компетенций будущего бакалавра, - вопрос о процедурах проверки и оценивания профессиональных компетенций. В статье приведен перечень профессиональных компетенций, формируемых средствами дисциплины. Представлен компонентный состав каждой из них. Описаны процедуры и технологии проверки сформированности компонентов профессиональных компетенций - знаний, умений, владений. Приведены примеры заданий каждой из используемых в опыте работы авторов статьи процедур. Установлено, что наименьшие сложности связаны с разработкой заданий, направленных на проверку сформированности деятельностной составляющей компетенций. Раскрыты критерии оценивания деятельности студентов в рамках каждой из обозначенных процедур. Приведены критерии оценивания тестирования, выполнения исследовательских реферативных работ, творческих заданий, мультимедийных презентаций. Показаны сложности, с которыми сталкиваются педагоги при осуществлении данной работы. Основной проблемой определения критериальной базы оценивания итоговых форм контроля является раскрытие преимущественно знаниевой составляющей компетентностного состава дисциплины. Представленные материалы могут быть использованы в опыте деятельности вузовских педагогов, преподающий курс «Методика обучения биологии».
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Антонина Васильевна Марина
Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Email: marinaab@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, географии и химии
Россия, Арзамас, Нижегородская областьЕлена Александровна Галкина
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Email: galkina7@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физиологии человека и методики обучения биологии
Россия, КрасноярскОльга Борисовна Макарова
Новосибирский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: maknsk@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии и методики обучения биологии
Россия, НовосибирскСписок литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 г. № 91 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - http://минобрнауки.рф/документы/8073.
- Аглямова З.Ш., Камашева Ю.Л. Реализация компетентностного подхода при разработке учебно-методического обеспечения // Образование: традиции и инновации: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (21 октября 2013 года) / отв. ред. Н.В. Уварина. Прага: World press s г.о., 2013. С. 6-10.
- Галкина Е.А., Марина А.В., Макарова О.Б. Новые подходы в методической подготовке студентов-биологов к работе в условиях перехода на ФГОС основного общего образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 3 (33). С. 48-52.
- Галкина Е.А., Марина А.В., Макарова О.Б. Актуализация учебных программ ВПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога // Вестник НГПУ. 2015. № 3. С. 22-33.
- Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография. Ростов-на-Дону: Аркол, 2010. 386 с.
- Камашева Ю.JI. Оценка качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ высшего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2009. 242 с.
- Лазаренко И.Р. Региональный контекст проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 7-14.
- Тюнникова Ю.С. Концептуализация системы подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности // European Journal of Contemporary Education. 2015. Vol. 11, № 1. С. 98-112.
- Харитонова О.В. Обновление образовательных программ высшего профессионального образования для обеспечения непрерывного процесса подготовки кадров // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 2. С. 17-20.
- Харитонова С.С., Марина А.В. Использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров педагогического образования // Педагогика высшей школы. 2016. № 3. С. 47-53.
- Харитонова С.С., Марина А.В., Опарина С.А. Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии») // Педагогика высшей школы. 2017. № 2 (08). С. 46-50.
- Марина А.В., Шеманаев В.А. Практика в системе профессионального образования и личностного роста студента-бакалавра. Выпуск VII: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Мариной. Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. 213 с.
- Марина А.В. Практикум по методике обучения биологии. Часть I. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. 102 с.
- Методологические проблемы современного школьного биологического образования: монография / Н.З. Смирнова, Е.Н. Прохорчук, Т.В. Голикова, И.А. Зорков, Е.А. Галкина. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафева. 2015. 322 с.
- Учебные занятия в условиях реализации ФГОС: учебное пособие / Н.З Смирнова, Н.М. Горленко, Е.А. Галкина, И.А. Зорков. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафева. 2015. 190 с.
- Макарова О.Б., Никитина Л.Я., Сивохина Л.Н. Практикум по методике обучения биологии: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. 92 с.
Дополнительные файлы
