Критериально-оценочный аппарат сформированности профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье поднимается вопрос об оценке сформированной в университете профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы. Под профессионально-правовой компетентностью понимается профессиональное свойство выпускника по направлению «Социальная работа», способного эффективно решать профессиональные задачи в сфере правового регулирования социальной защиты населения. Уделено внимание актуальности этого профессионального качества у специалистов для современной России. Инструментом ее оценивания является критериально-оценочный аппарат, включающий мотивационный критерий (показатели: сформированность учебных, профессиональных мотивов, проявление интереса к праву); содержательно-когнитивный критерий (показатели: знание основ теории государств и права, основных отраслей российского права, объем, системность и осмысленность правовых знаний, знание нормативных актов правовых актов в сфере регулирования социальной защиты населения); креативно-деятельностный критерий (показатели: способность применять навыки и умения в решении профессионально-правовых задач, последовательность выполнения заданий, владение методами поиска, анализа и применения нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения); регулятивно-рефлексивный критерии (показатели: устойчивость в поведении, самооценка познавательной активности и последовательности выполнения заданий). Выполнен краткий обзор научных исследований по разработке критериев и показателей для оценки различных педагогических явлений. Автор останавливается на системном подходе в качестве методологической базы анализа критериально-оценочного аппарата, который предлагает рассматривать как интегративную целостность, включающую цель, объект, субъекты, предмет, содержание и результат. Критериально-оценочный аппарат сформированности профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы может быть использован в системе повышения квалификации специалистов по социальной работе.

Об авторах

Анна Геннадьевна Князева

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Автор, ответственный за переписку.
Email: kniaz3003@yandex.ru

старший преподаватель кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы

Россия, Орел

Список литературы

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» от 11.12.2012 № 30 // Российская газета. № 295, 21.12.2012.
  2. Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2016 № 18-КГ16-7 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - http://consultant.ru.
  3. Решение Верховного Суда РФ «Об оспаривании отдельных пунктов Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» от 13 марта 2014 г. № АКПИ13-1200 // Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции. - http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/499091132.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» от 27.06.2017 № 22 // КонсультантПлюс. - http://consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_218822.
  5. Мартынова П.И., Князева А.Г. Правовое обеспечение социальной защиты населения как условие развития российского общества // Наука XXI века: актуальные вопросы, проблемы и перспективы: материалы международной (заочной) научно-практической конференции / под общ. ред. А.И. Вострецова. Душанбе, Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки», 2017. С. 280-286.
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата)» от 12 января 2016 года № 8 // Официальный интернет-портал правовой информации. 12.02.2016, № 0001201602120037.
  7. Князева А.Г. К вопросу о понятии «профессионально-правовая компетентность бакалавров социальной работы»: педагогический аспект. Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: материалы VII международной научно-практической конференции / отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 199-202.
  8. Уровень жизни [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - http://gks.ru.
  9. Гридина В.В. Диагностика и оценивание эффективности технологии формирования профессиональных компетенций у студентов - будущих специалистов по связям с общественностью в процессе обучения дисциплине «Религиоведение» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2 (2). С. 319-322.
  10. Мажар Е.Н. Критерии оценки готовности студентов-лингвистов к межкультурному взаимодействию в контексте практико-ориентированного подхода // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 2 (42). С. 173-179.
  11. Цекатунова Л.Б. Критериально-диагностический инструментарий оценки сформированности правового сознания студентов высших учебных екатунова // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 2). С. 1314-1317.
  12. Зайцева О.Н. Критериально-уровневая характеристика организации самостоятельной работы студентов медицинских вузов // Теория и практика образования в современном мире: материалы III международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме. 2013. С. 151-153.
  13. Бондарева О.А. Правовая компетентность курсантов ведомственных вузов по основным образовательным программам высшего образования, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2017. № 2 (75). С. 207-212.
  14. Алдошина М.И. Критериальный аппарат сформированности этноэстетической культуры студентов университета // Актуальные инновационные исследования: наука и практики. 2012. № 3. С. 6-11.
  15. Черкасова Ю.А. Становление субъектной позиции будущего специалиста по социальной работе в практическом обучении: дис. … канд. пед. наук. М., 2013. 186 с.
  16. Васильева Т.В. Формирование в вузе культуры профессионально-проектной деятельности бакалавров социальной работы: дис. … канд. пед. наук. М., 2015. 203 с.
  17. Голенкова О.В. Формирование в вузе профессиональной готовности бакалавра по направлению подготовки «Социальная работа» к сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2015. 179 с.
  18. Прядко Л.А. Формирование у будущих социальных работников готовности к использованию средств физической культуры в работе с пожилыми людьми: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2013. 190 с.
  19. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 1977. 204 с.
  20. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера. М., 1975. 267 с.
  21. Бабанский Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения // Народное образование. 1986. № 11. С. 105-111.
  22. Белякова Е.Г., Строкова Т.А. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие. Электронное издание. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 240 с.
  23. Ивлиева И.А. Методолого-теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой подготовки: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1998. 471 с.
  24. Башкирова О.Н. Формирование готовности студентов педвуза к использованию воспитательных возможностей учебного процесса: дис. … канд. пед. наук. Калуга, 2008. 184 с.
  25. Алферова Г.В. Формирование у студентов педвуза готовности к профессиональному общению с родителями: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 178 с.
  26. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. М.: А ТЕМП, 2004. 944 с.
  27. Безносов Д.С. Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов вузов МВД РФ: дис. … канд. псих. наук. СПб., 2004. 234 с.
  28. Князева А.Г. Формирование профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы в университете: дис. … канд. пед. наук. Орел, 2017. 176 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Князева А.Г., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».