Особенности коррекционной работы при нарушениях восприятия речи на слух
- Авторы: Визель Т.Г.1
-
Учреждения:
- Московский институт психоанализа
- Выпуск: Том 7, № 1 (2018)
- Страницы: 248-251
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/25380
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201871304
- ID: 25380
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящей статье затронута проблема нарушений восприятия речи на слух (речевой слуховой агнозии). Обсуждается их место в ряду дефектов речи, имеющих специфическую иерархию - от тугоухости до нарушения понимания речи на слух. Подчеркивается, что у детей механизмы, по которым имеет место речевая слуховая агнозия, могут иметь истоки в неполноценности процессов восприятия неречевых шумов. Особое место уделяется вопросам дифференциальной диагностики различных нарушений слухового восприятия, а также тому, что отсутствие собственной артикулированной речи у ребенка прямо зависит от того, насколько хорошо он воспринимает речь окружающих. Таким образом, утверждается, что артикуляционная апраксия у детей не первична. Следовательно, это необходимо учитывать в построении программ коррекционного обучения. Оно должно быть дифференцировано в зависимости от конкретного вида нарушения слуховой функции и содержать приемы сенсорной интеграции, рассчитанной на сохранные анализаторные системы. За счет применения специальных коррекционных методик симптомы речевой слуховой агнозии могут быть устранены или в значительной мере ослаблены (в отличие от первичной тугоухости).
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Григорьевна Визель
Московский институт психоанализа
Автор, ответственный за переписку.
Email: vizel@list.ru
доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры специального (дефектологического) образования
Россия, МоскваСписок литературы
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека М.: МГУ, 1962. 504 с.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. 288 с.
- Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М.: Педагогика, 1972. 269 с.
- Визель Т.Г. Значение процессов полушарного взаимодействия в патогенезе нарушений речи // Асимметрия. 2010. № 4. С. 9-22.
- Визель Т.Г. Приобретение и распад речи / под ред. О.Ю. Цвирко. Барнаул: АлтГПУ, 2016. 289 с.
- Скворцов И.А. и др. Исследование профиля развития психоневрологических функций детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений: методическое пособие. М.: Тривола, 2002. 28 с.
- Елисеева М.Б., Вершинина Е.А., Рыскина В.Л. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. Иваново: ЛИСТОС, 2016. 76 с.
- Kinsbourne M. The development of Cerebral Dominance // Handbook of clinical neurophysiology / Ed. S. Filskov, T. Boll, N.V. Wiley, 1981. P. 399-417.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.
- Покровский Н.В. Вклад Н.А. Рау в развитие дошкольного обучения и воспитания глухих // Вопросы теории и практики сурдопедагогики: Межвузовский сб. науч. трудов. Вып. 1. М., 2000. С. 77-81.
Дополнительные файлы
