Выращивание революционера: концепция «свободного воспитания» в элитных школах России конца XIX - начала ХХ века

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуется влияние педагогической концепции «свободного воспитания» на формирование мировоззрения подростков из дворянско-интеллигентских семей России конца XIX - начала ХХ в. Обращается внимание на то, что в полной мере данная педагогическая установка могла быть реализована лишь в элитных учебных заведениях. Делается вывод, что «новые идейные родители» и «передовые школы» осуществляли единый воспитательный подход, ориентированный на формирование особой интеллигентской оппозиционности, принимающей, а то и поддерживающей все средства в борьбе «граждан» за «свободу». Несмотря на то, что группа «новых идейных родителей» не могла составлять к началу ХХ в. действительно массового явления, она тем не менее распространяла свое влияние как на остальное образованное население страны, так и на министерство народного просвещения, которое в угоду передовой педагогике соглашалось на повсеместное внедрение отдельных идей «свободного воспитания» в средней школе. В результате целенаправленных усилий семьи и школы молодежь с ранней юности втягивалась в политическую деятельность, что становилось одним из существенных факторов революционизации российского общества.

Об авторах

Валентина Александровна Веременко

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: v.a.veremenko@yandex.ru

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России

Россия, Пушкин, Санкт-Петербургский регион

Список литературы

  1. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.
  2. Веременко В.А. Дети в дворянских семьях России (вторая половина XIX - начало ХХ в.). СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. 204 с.
  3. Senex. К дефектам средней школы // Русская школа. 1905. № 5/6.
  4. Горбунов-Посадов И. Несколько вступительных слов // Свободное воспитание. 1907/8. № 1. С. 2-9.
  5. Хорошие и плохие учителя по отзывам учащихся // Свободное воспитание. 1907/8. № 3. С. 89-93.
  6. Эльсландер Ж. Новая школа // Свободное воспитание. 1907/8. № 1.
  7. Дурылин С. Из книги и жизни // Свободное воспитание. 1907/8. № 1.
  8. Ганина С.А. Концепция свободного воспитания: опыт социально-философской рефлексии феномена детства // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 1. С. 183-186.
  9. Попов Е. Письма о воспитании // Свободное воспитание. 1907/8. № 8.
  10. Бобков Д.А. Исторические аспекты развития нравственного воспитания в России в ХIХ - начале ХХ веков // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5.
  11. Надеина К.Е., Гвоздева Н.А. Развитие идей гражданственности и гражданского воспитания в отечественной педагогической мысли второй половины XIX - начала XX в. // Интеграция образования. 2010. № 3. С. 47-51.
  12. Беленцов С.И. Воспитать гражданина: осмысление исторического опыта русской педагогики и школы (конец ХIХ - начало ХХ вв.) // Проблемы современного образования. 2014. № 1. С. 51-62.
  13. Веременко В.А. Факторы, определявшие условия жизни школьника в дворянско-интеллигентских семьях России в конце XIX - начале ХХ в. // Материнство и отцовство сквозь призму времени и культур: материалы Девятой междунар. науч. конф. РАИЖИ и ИЭА РАН, 13-16 октября 2016 г., Смоленск: в 2 т. / отв. ред. Н.Л. Пушкарева, Н.А. Мицюк. Смоленск-М.: Изд-во СмолГУ, ИЭА РАН, 2016. Т. 2. С. 405-408.
  14. Рутцен В. Свобода школы, или свобода от школы // Русская школа. 1906. № 5-6.
  15. Веременко В.А. Женщины в русских университетах (вторая половина XIX - начало XX вв.). СПб.: Изд-во ВАШ, 2004. 150 с.
  16. Школа Е.С. Левицкой в Царском Селе. Программа для поступающих. СПб., 1903.
  17. Веременко В.А. Проблемы среднего совместного образования в России (школа Е.С. Левицкой в Царском Селе) // 300 лет Царскому селу: сб. научных статей / отв. ред. В.А. Веременко. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. С. 63-67.
  18. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 163 - Второвы. Д. 314.
  19. ОР РНБ. Ф. 163 - Второвы. Д. 316.
  20. Институт русской литературы Российской Академии наук (ИРЛИ РАН) (Пушкинский дом). Ф. 445 - Е.С. Зарудная-Кавос. Д. 43.
  21. Институт русской литературы Российской Академии наук (ИРЛИ РАН) (Пушкинский дом). Ф. 445 - Е.С. Зарудная-Кавос. Д. 44.
  22. Веременко В.А. Пансионы в России во второй половине XIX - начале ХХ в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. № 3. С. 33-39.
  23. А-ская. Из записок матери // Свободное воспитание. 1907/8. № 10.
  24. Дурылин С. Общественное педагогическое творчество // Свободное воспитание. 1907/8. № 9. С. 100-103.
  25. ОР РНБ. Ф. 744 - В.Я. Стоюнин. Д. 302.
  26. ОР РНБ. Ф. 163 - Второвы. Д. 370.
  27. Веременко В.А. Детские сады и вопрос о социализации детей дошкольного возраста в дворянско-интеллигентских семьях России второй половины XIX - начала ХХ в. // История повседневности. 2017. № 3 (5). С. 99-111.
  28. М.К. Опыт семейной школы в Москве // Свободное воспитание. 1907/8. № 1. С. 51-59.
  29. Горбунов-Посадов И. Заметка о московском «Кружке совместного воспитания и образования детей» и «Детском саде М.А. Гуцевич» // Свободное воспитание. № 6. С. 109-111.
  30. А.Т. Еще одна попытка свободного воспитания и образования // Свободное воспитание. 1908/1909. № 1. С. 5-32.
  31. Соломин Е. Физическое воспитание и развитие самодеятельности учащихся в Тенишевском училище (в СПб.) // Свободное воспитание. 1909/10. № 4. С. 23-34.
  32. Гаген-Торн Н.И. Memoria / сост., предисл., послесл. и примеч. Г.Ю. Гаген-Торн. М.: Возвращение, 1994. 415 с.
  33. Беленцов С.И. Юношеское самоуправление: укрепление дисциплины или формирование сознательности (исторический аспект) // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2013. № 4 (31).
  34. ОР РНБ. Ф. 744. Д. 347.
  35. Центральный государственный исторический архив г. Санкт-Петербург (ЦГИА СПб.). Ф. 144. Оп. 1. Д. 77.
  36. ЦГИА СПб. Ф. 144. Оп. 1. Д. 41.
  37. ОР РНБ. Ф. 254 - Добиаш-Рождественская О.А. Д. 480.
  38. Шик С.В. Развитие «внутреннего человека» у подростков начала XX века как педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 3. С. 237-242.
  39. Беленцов С.И. Духовно-нравственные основы гражданского воспитания юношества в России конца ХIХ - начала ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2013. № 28 (1).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Веременко В.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».