Влияние метакогнитивных навыков и критического мышления на успешность обучения (на примере изучения английского языка)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование направлено на выявление влияния метакогнитивных навыков и критического мышления на успешность обучения. Критерием оценки успешности обучения была выбрана академическая успеваемость студентов по дисциплине «Английский язык». Кроме того, в исследовании были использованы результаты самооценки студентов уровня их владения английским языком. В исследовании участвовали 104 студента, обучающихся в магистратуре Казанского национального исследовательского технологического университета (Россия) и Исфаханского университета (Иран). Для оценки уровня сформированности метапознания у студентов был использован Опросник метакогнитивной осведомленности (MAI) G. Schraw и R.S. Dennison в адаптации А.В. Карпова и И.М. Скитяевой. Для оценки критического мышления была использована анкета, основанная на показателях целостной оценки критического мышления (HCTSR), разработанных Peter A. Facione и Noreen C. Facione. В результате исследования был сделан вывод о том, что критическое мышление имеет прямую корреляционную связь с успеваемостью студентов по дисциплине «Английский язык». Вместе с тем, не было выявлено статистически значимой связи между успешностью обучения и уровнем метакогнитивной осведомленности в целом. Исследование показало также, что успешность обучения невозможна без учета контекста ситуации, в которой находится студент.

Об авторах

Роман Владимирович Куприянов

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Email: kroman1@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии

Россия, Казань

Наиля Шаукатовна Валеева

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Email: vnaila53@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы, педагогики и психологии

Россия, Казань

Эльвира Ринатовна Валеева

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: elvaleeva@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии

Россия, Казань

Список литературы

  1. Rahimi M., Katal M. Metacognitive strategies awareness and success in learning English as a foreign language: an overview // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 31. P. 73–81. doi: 10.1016/j.sbspro.2011.12.019.
  2. Махмутов М.И. Как мы мыслим, так и живем (О понятиях интеллект и менталитет) // Профессиональное образование. 1996. № 2. С. 12–15.
  3. Valeyeva N.Sh., Kupriyanov R.V., Valeyeva E.R. Metacognition and metacognitive skills: intellectual skills development technology // Metacognition and Successful Learning Strategies in Higher Education / eds. E. Railean, A. Elci, A. Elci. Hershey: IGI Global, 2017. P. 63–84. doi: 10.4018/978-1-5225-2218-8.ch004.
  4. Lai E.R. Metacognition: a literature review. Research report. 2011. 40 p.
  5. Magno C. The role of metacognitive skills in developing critical thinking // Metacognition and Learning. 2010. Vol. 5 (2). P. 137–156.
  6. Валеева Н.Ш., Куприянов Р.В., Валеева Э.Р., Куприянова Н.Е. Критическое мышление как предиктор успешности учебной деятельности [Электронный ресурс] // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13, № 4. http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=25552.
  7. Facione P.A. Critical thinking: a statement of expert consensus for purposes of educational assessment and instruction. Millbrae, 1990. 112 p.
  8. Friedrichsen P.M. A biology course for prospective elementary teachers // The American Biology Teacher. 2001. Vol. 63, № 8. P. 562–568.
  9. Bassett M.H. Teaching critical thinking without (much) writing: multiple-choice and metacognition // Teaching Theology & Religion. 2016. Vol. 19, iss. 1. P. 20–40. doi: 10.1111/teth.12318.
  10. Dempsey P.R., Jagman H. «I felt like such a freshman»: First-year students crossing the library threshold // Portal: Libraries and the Academy. 2016. 16 (1). P. 89–107. doi: 10.1353/pla.2016.0011.
  11. Leopold C., Leutner D. Improving students’ science text comprehension through metacognitive self-regulation when applying learning strategies // Metacognition and Learning. 2015. Vol. 10, iss. 3. P. 313–346. doi: 10.1007/s11409-014-9130-2.
  12. Marone V., Staples C., Greenberg K.H. Learning how to learn by solving bizarre problems: a playful approach to developing creative and strategic thinking // On the Horizon. 2016. Vol. 24, iss. 1. P. 112–120. doi: 10.1108/oth-08-2015-0040.
  13. Maynes J. Critical thinking and cognitive bias // Informal Logic. 2015. Vol. 35, № 2. P. 183–203. doi: 10.22329/il.v35i2.4187.
  14. Trautwein C., Nuckles M., Merkt M. Complex dynamics in academics' developmental processes in teaching // Higher Education Research & Development. 2015. Vol. 34, iss. 3. P. 641–657. doi: 10.1080/07294360.2014.973376.
  15. Valeyeva E., Kupriyanov R.V., Valeyeva N.S., Romanova G., Nugmanova D.R. The role of metacognitive skills in engineering education [Internet] // 2017 ASEE International Forum: proceedings. https://peer.asee.org/29307.
  16. Hargrove R.A., Nietfeld J.L. The impact of metacognitive instruction on creative problem solving // Journal of Experimental Education. 2015. Vol. 83, iss. 3. P. 291–318. doi: 10.1080/00220973.2013.876604.
  17. Hong E., O’Neil H.F., Peng Y. Effects of Explicit instructions, metacognition, and motivation on creative performance // Creativity Research Journal. 2016. Vol. 28, iss. 1. P. 33–45. doi: 10.1080/10400419.2016.1125252.
  18. DiFrancesca D., Nietfeld J.L., Cao L. A comparison of high and low achieving students on self-regulated learning variables // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 45. P. 228–236. doi: 10.1016/j.lindif.2015.11.010.
  19. Caverly D.C., Nicholson Sh.A., Radcliffe R. The effectiveness of strategic reading instruction for college developmental readers // Journal of College Reading and Learning. 2004. Vol. 35, iss. 1. P. 25–49. doi: 10.1080/10790195.2004.10850166.
  20. Schraw G., Dennison R.S. Assessing metacognitive awareness // Contemporary Educational Psychology. 1994. Vol. 19, iss. 4. P. 460–475. doi: 10.1006/ceps.1994.1033.
  21. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 344 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Взаимосвязь успеваемости студентов и уровня развития метакогнитивных навыков: А – критическое мышление и успеваемость магистрантов; Б – субшкала MAI «Декларативные знания» и успеваемость магистрантов

Скачать (215KB)

© Куприянов Р.В., Валеева Н.Ш., Валеева Э.Р., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».