О педагогических условиях гуманизации современного отечественного образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме гуманизации образовательного процесса в условиях российского общества. Выявляются взгляды ученых на гуманизацию образовании, анализ которых позволяет определить педагогические условия гуманизации современного отечественного образования. Обосновывается положение о ведущей роли личность педагога в осуществлении гуманизации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении и о значении образа-образца учителя-гуманиста в профессиональной подготовке будущих учителей. Аргументируется возможность рассмотрения гуманизации образования в контексте потребностей личности и с позиции выполняемых педагогом функций, отношений между субъектами образовательного процесса, ценностей. Раскрывается роль личности обучающегося в гуманизации образовательного процесса. Показывается соотношение гуманизации и гуманитаризации образования, в котором гуманизация выступает как цель формирования личности, а гуманитаризация как средство ее достижения. Обозначаются возможности педагогической рефлексии в осуществлении гуманизации образовательного процесса. Обосновываются педагогические условия гуманизации современного российского образования: определение содержания образования в педагогическом вузе на основе научно обоснованных представлений о личности учителя-гуманиста; ориентация образовательного процесса на удовлетворение базовых потребностей личности; реализация педагогом в отношениях с обучающимися нравственных ценностей, при одновременном приобщении к таким ценностям самих обучающихся; формирование личности обучающегося как активного субъекта образовательного процесса; приобщение обучающихся к гуманитарной культуре человечества; развитие и становление способности учителя к осуществлению педагогической рефлексии по критерию гуманизма.

Об авторах

Сергей Александрович Вдовин

Самарский юридический институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.a.vdovin-sui@yandex.ru

кандидат педагогических наук, заместитель начальника

Россия, Самара

Список литературы

  1. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. СПб.; Самара: СамГПУ, 1997. 172 с.
  2. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелиос АРВ, 2000. 340 с.
  3. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М.: Центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 82 с.
  4. Никишина И.В. Подготовка учителей к реализации гуманистической направленности обучения средствами методической работы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 1992. 20 с.
  5. Колесникова И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования: Теория. Практика / под ред. В.Г. Воронцовой. СПб.: АППО, 1994. С. 37–45.
  6. Проблемы гуманизации. Новое осмысление старых проблем. Тезаурус / под ред. Ю.Н. Кулюткина. СПб.: ИОВ РАО, 1997. 52 с.
  7. Бережная Е.А. Возможности гуманистических ценностей в кризисные эпохи // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2010. Т. 6, № 5. С. 59–61.
  8. Иноземцева Е.А. Гуманистические ценности как фактор возрождения духовности в современной России // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015. № 4 (8). С. 61–65.
  9. Неретин О.П. Философское сообщество о глобализации и формировании гуманистических ценностей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 10–23.
  10. Родина Е.Н. Трансформация гуманистических ценностей в условиях кризиса современной культуры // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2016. № 1 (30). С. 13–16.
  11. Рудковский Э.И. Информационное общество и гуманистические ценности // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. 2023. Т. 37. С. 103–106.
  12. Бездухов В.П., Носков И.А. Ценность гуманизма как системообразующее начало педагогической деятельности учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2–2. С. 307–311.
  13. Башаримов Ю.П., Егоров В.А. Гуманизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Брянского госуниверситета. 2015. № 3. С. 13–14.
  14. Горбунова Н.В. Методологические аспекты гуманизации системы высшего профессионального образования // Педагогический вестник. 2020. № 17. С. 12–14.
  15. Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2 (5). С. 91–109.
  16. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 11–18.
  17. Петров Ю.Д. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования: теория и практика // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. 2016. № 2 (02). С. 17–24.
  18. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып. 2. М.: Инноватор, 1995. С. 67–103.
  19. Кравец А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2000. № 1. С. 30–37.
  20. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. 165 с.
  21. Кулюткин Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя // Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. С. 7–26.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вдовин С.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».