О педагогических условиях гуманизации современного отечественного образования
- Авторы: Вдовин С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт ФСИН России
- Выпуск: Том 12, № 3 (2023)
- Страницы: 242-245
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/253191
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023123303
- ID: 253191
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме гуманизации образовательного процесса в условиях российского общества. Выявляются взгляды ученых на гуманизацию образовании, анализ которых позволяет определить педагогические условия гуманизации современного отечественного образования. Обосновывается положение о ведущей роли личность педагога в осуществлении гуманизации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении и о значении образа-образца учителя-гуманиста в профессиональной подготовке будущих учителей. Аргументируется возможность рассмотрения гуманизации образования в контексте потребностей личности и с позиции выполняемых педагогом функций, отношений между субъектами образовательного процесса, ценностей. Раскрывается роль личности обучающегося в гуманизации образовательного процесса. Показывается соотношение гуманизации и гуманитаризации образования, в котором гуманизация выступает как цель формирования личности, а гуманитаризация как средство ее достижения. Обозначаются возможности педагогической рефлексии в осуществлении гуманизации образовательного процесса. Обосновываются педагогические условия гуманизации современного российского образования: определение содержания образования в педагогическом вузе на основе научно обоснованных представлений о личности учителя-гуманиста; ориентация образовательного процесса на удовлетворение базовых потребностей личности; реализация педагогом в отношениях с обучающимися нравственных ценностей, при одновременном приобщении к таким ценностям самих обучающихся; формирование личности обучающегося как активного субъекта образовательного процесса; приобщение обучающихся к гуманитарной культуре человечества; развитие и становление способности учителя к осуществлению педагогической рефлексии по критерию гуманизма.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Александрович Вдовин
Самарский юридический институт ФСИН России
Автор, ответственный за переписку.
Email: s.a.vdovin-sui@yandex.ru
кандидат педагогических наук, заместитель начальника
Россия, СамараСписок литературы
- Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. СПб.; Самара: СамГПУ, 1997. 172 с.
- Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелиос АРВ, 2000. 340 с.
- Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М.: Центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 82 с.
- Никишина И.В. Подготовка учителей к реализации гуманистической направленности обучения средствами методической работы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 1992. 20 с.
- Колесникова И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования: Теория. Практика / под ред. В.Г. Воронцовой. СПб.: АППО, 1994. С. 37–45.
- Проблемы гуманизации. Новое осмысление старых проблем. Тезаурус / под ред. Ю.Н. Кулюткина. СПб.: ИОВ РАО, 1997. 52 с.
- Бережная Е.А. Возможности гуманистических ценностей в кризисные эпохи // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2010. Т. 6, № 5. С. 59–61.
- Иноземцева Е.А. Гуманистические ценности как фактор возрождения духовности в современной России // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015. № 4 (8). С. 61–65.
- Неретин О.П. Философское сообщество о глобализации и формировании гуманистических ценностей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 10–23.
- Родина Е.Н. Трансформация гуманистических ценностей в условиях кризиса современной культуры // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2016. № 1 (30). С. 13–16.
- Рудковский Э.И. Информационное общество и гуманистические ценности // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. 2023. Т. 37. С. 103–106.
- Бездухов В.П., Носков И.А. Ценность гуманизма как системообразующее начало педагогической деятельности учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2–2. С. 307–311.
- Башаримов Ю.П., Егоров В.А. Гуманизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Брянского госуниверситета. 2015. № 3. С. 13–14.
- Горбунова Н.В. Методологические аспекты гуманизации системы высшего профессионального образования // Педагогический вестник. 2020. № 17. С. 12–14.
- Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2 (5). С. 91–109.
- Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 11–18.
- Петров Ю.Д. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования: теория и практика // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. 2016. № 2 (02). С. 17–24.
- Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып. 2. М.: Инноватор, 1995. С. 67–103.
- Кравец А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2000. № 1. С. 30–37.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. 165 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя // Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. С. 7–26.
Дополнительные файлы
