Исследовательский подход к преподаванию биологии: воплощение опыта прошлого в настоящем

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Осмысление исторического опыта, накопленного в ходе деятельности отечественных передовых педагогов и методистов-биологов, способствует обогащению методик преподавания проверенными временем подходами и методами. Это определяет эффективность их применения в контексте современной образовательной ситуации. Высказанные учеными идеи и предложения в прошлом времени могут быть воплощены и сейчас для достижения целей ФГОС ОО, в частности – при организации проектно-исследовательской деятельности школьников. В статье представлены результаты исследования трудов выдающихся методистов-естественников XIX–XX веков, касающиеся взглядов на применение исследовательского подхода к преподаванию естествознания в школе. В статье отражена динамика содержания исследовательской деятельности школьников в истории методики преподавания биологии: от выполнения работ описательного характера до проведения биологических экспериментов. Существенное внимание уделяется анализу организации образовательного процесса по естествознанию в коммерческих училищах России и возможности применения данного опыта при обучении биологии сегодня. Одной из задач статьи стало рассмотрение тематик наблюдений, исследований и конкретных опытов, которые могут быть востребованными у современных учителей биологии при проведении уроков и во внеурочной деятельности учащихся.

Об авторах

Наталья Дмитриевна Андреева

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: naandreeva@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики обучения биологии и экологии

Россия, Санкт-Петербург

Наталия Владимировна Малиновская

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: sanata10@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения биологии и экологии

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Михайлов Д. Приготовительный курс зоологии. Изд. второе с рисунками. СПб.–М., 1867. 180 с.
  2. Сент-Илер К. Элементарный курс зоологии. 12-е изд. СПб.: Издание товарищества «Общественная польза», 1885. 228 с.
  3. Герд А.Я. Предметные уроки в начальной школе (подробные указания о том, как учить детей по книжке «Мир божий»). Ч. I. Земля. Воздух Вода. СПб.: Тип. В. Димакова, 1883. 132 с.
  4. Герд А.Я. Мир божий. Земля. Воздух. Вода. 14-е изд. Петроград. Издание Л.Ф. Пантелеева, 1919. 84 с.
  5. Ульянинский В.А., Боч Г.Н., Райков Б.Е. Учебник природоведения для средних учебных заведений. Ч. I. Неживая природа. 2-е изд., испр. Петроград–Киев: Книгоиздательство «Сотрудник», 1918. 168 с.
  6. Половцов В.В. Основы общей методики естествознания. Изд. 2-е, значительно перераб. и испр. М.: Типография т-ва Н.Д. Сытина, 1914. 315 с.
  7. Люлева Н.Е. Коммерческое образование в России на этапе становления: историко-педагогический анализ // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 4 (6). С. 1422–1425.
  8. Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 486 с.
  9. Речь Г.Н. Боча на годичном акте Лесного коммерческого училища // Ежегодник Восьмиклассного коммерческого училища в Лесном». Т. I. СПб., 1908. С. 196.
  10. Боч Г.Н. Экскурсия на Север (Мурман и Хибины) / под ред. Д.Н. Аргерта и Б.Е. Райкова. М.–Л.: Государственное издательство РСФСР, 1926. 116 с.
  11. Половцов В.В. Практические занятия по ботанике: пособие к учебнику ботаники. М.: Типография т-ва Н.Д. Сытина, 1910. 112 с.
  12. Никонов Л.Н. Практические занятия по ботанике в школе и в природе. М.: Изд. товарищества Сытина, 1912. 168 с.
  13. Кайгородов Д. На разныя темы. Преимущественно педагогические. СПб.: Изд. А.С. Суварина, 1907. 149 с.
  14. Пинкевич А.П. Методика начального курса естествознания (природоведения). Изд. 4-е, пересмотр. М.: Госиздат, 1922. 327 с.
  15. Райков Б.Е. Практические работы по естествознанию. Организация практических занятий по неживой природе. Третье изд. Петроград: Книгоиздательство «Сеятель», 1922. 116 с.
  16. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. Четвертое изд., перераб. и доп. М.–Л.: Государственное изд-во РСФСР, 1930. 116 с.
  17. Райков Б.Е. Что должен сделать за лето каждый учитель естествознания. Петроград: Тип. Кюгельген, Глич и Ко, 1919. 16 с.
  18. Концепция преподавания учебного предмета «Биология»: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29.04.2022 № 2/22 [Электронный ресурс] // Банк документов Минпросвещения РФ. https://docs.edu.gov.ru/document/a689dbd81851028caa60d55bae90f106/download/4947.
  19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/401433920.
  20. Примерная рабочая программа основного общего образования. Биология. Базовый уровень (для 5–9 классов образовательных организаций). М., 2021. 89 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Андреева Н.Д., Малиновская Н.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».