Развитие детского технического творчества в процессе обучения 3D-моделированию в системе дополнительного образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема развития детского технического творчества не является новой для педагогической науки. Теоретические основы развития технического творчества детей были заложены в исследованиях еще начала прошлого столетия. Но изменившиеся условия современной жизни, когда темпы технического прогресса приобретают небывалый размах, когда вопрос о раннем включении специалистов будущего в процесс взаимодействия с новыми технологиями встает с особой остротой, актуальными становятся исследования, рассматривающие вопросы приобщения детей и подростков к техническому творчеству. Особый интерес представляет деятельность организаций дополнительного образования, которые входят в новую ступень своего развития, активно внедряя современные технологии обучения и воспитания, расширяя число образовательных программ в области технического творчества. В этой связи актуальной темой исследования выступает изучение вопросов, связанных с деятельностью образовательных организаций, активно использующих свой потенциал для развития способностей к техническому творчеству у детей и подростков. Опыт такой деятельности, осуществленный на базе лицензированной коммерческой организации «Андромеда», представлен в материалах настоящей статьи. В ней даны результаты экспериментального исследования, в основу которого положено формирование у детей и подростков навыков 3D-моделирования.

Об авторах

Татьяна Александровна Челнокова

Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова

Email: chelntat@gmail.com

доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретической и инклюзивной педагогики

Россия, Казань

Раис Ринатович Кубеков

Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова

Автор, ответственный за переписку.
Email: raiskubekov@yandex.ru

аспирант кафедры теоретической и инклюзивной педагогики

Россия, Казань

Список литературы

  1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19–27.
  2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2005. № 3 (33). С. 27–40.
  3. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. 2007. Т. 10, № 3. С. 361–365.
  4. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2013. 73 с.
  5. Альтов Г.С. Творчество как точная наука: теория решения изобретат. задач. 2-е изд., доп. Петрозаводск: Скандинавия; Изд. офиц. фонда Г.С. Альтшуллера, 2004. 203 с.
  6. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Педагогика, 1988. 478 с.
  7. Белозерцев В.И. Техническое творчество: методологические проблемы. Ульяновск: Приволж. кн. изд-во, 1975. 248 с.
  8. Техническое творчество учащихся: учеб. пособие / под ред. Ю.С. Столярова, Д.М. Комского. М.: Просвещение, 1989. 223 с.
  9. Алиев М.И. Система приобщения учащихся-подростков к техническому творчеству в учреждениях дополнительного образования: на материале Республики Дагестан: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Махачкала, 2003. 190 с.
  10. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб.-метод. пособие. М.: АНО «Диалог культур», 2007. 512 с.
  11. Горский В.А. Научно-техническое творчество школьников в России. М.: Сам полиграфист, 2015. 350 с.
  12. Найденко Г.В., Зайцева А.В. Развитие технического творчества детей и молодежи в Ставропольском крае // Техническое творчество молодежи. 2017. № 3 (103). С. 13–14.
  13. Михайлова Т.А. Дополнительное образование как условие успешного жизненного и профессионального самоопределения детей и подростков // Социальные отношения. 2019. № 1 (28). С. 39–51.
  14. Щетинская А.И., Тавстуха О.Г., Болотова М.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб. пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 404 с.
  15. Вараскин В.Н. Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества [Электронный ресурс] // Траектория науки. 2016. Т. 2, № 2. https://pathofscience.org/index.php/ps/article/view/47.
  16. Моисеева А.Н., Рындина М.И. Инновационное развитие детского технического творчества в организации дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72–4. С. 197–199.
  17. Богдашин А.В. Развитие ключевых компетенций подростков в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Омск, 2012. 23 с.
  18. Литова З.А. Техническое творчество и его роль в развитии технического мышления школьников // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2018. № 4 (56). С. 77–83.
  19. Резапкина Г.В. Комплексная диагностика общих способностей подростков в условиях профильного обучения. Часть III. Диагностика познавательной сферы [Электронный ресурс] // Школьный психолог. 2008. № 13. https://psy.1sept.ru/view_article.php?id=200801312.
  20. Torrance E.P. Creativity in the classroom. Washington: National Education Association, 1977. 36 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Челнокова Т.А., Кубеков Р.Р., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».