Образовательная тематика в заданиях всероссийской олимпиады школьников по английскому языку

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются задания всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (ВсОШ АЯ, или Олимпиада), затрагивающие образовательную тематику. В Год педагога и наставника, который отмечается в 2023 г., особый интерес представляют воспитательные и профориентационные возможности школьных предметов, а также проводимых для лингвистически одаренных учащихся мероприятий. Автор подчеркивает важность ВсОШ АЯ как элемента профессиональной ориентации школьников. Отметив вклад предшественников в область исследования детской одаренности и подготовки школьников к олимпиадам по иностранным языкам, приходится констатировать отсутствие изысканий, посвященных содержательному анализу тематики олимпиадных заданий. Актуальность исследования обусловлена попыткой автора проанализировать наличие олимпиадных заданий образовательной тематики в заданиях ВсОШ АЯ за 2009/2010–2022/2023 уч. гг., а также, через транслирование собственного опыта составителя заданий ВсОШ АЯ, привести примеры олимпиадных заданий образовательной тематики на муниципальном (окружном) этапе. Задания образовательной тематики включены во все разделы Олимпиады (Listening, Reading, Use of English, Writing). Делается вывод о необходимости учитывать тематическую значимость Олимпиады и регулярно включать задания образовательной тематики с целью профессиональной ориентации школьников.

Об авторах

Оксана Александровна Максимчик

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: maksimchik@sgspu.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации

Россия, Самара

Список литературы

  1. Ромаева Н.Б., Никотина Е.В. Региональная модель психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников // Проблема одаренности в трудах отечественных и зарубежных ученых: генезис и развитие: колл. монография / под общ. ред. Е.В. Везетиу. Ялта: РИО ГПА, 2020. С. 187–197.
  2. Забелина Н.А., Петрова Е.А. Особенности работы с одаренными детьми (на материале английского языка) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). С. 225–233.
  3. Игнатова О.А., Архарова Л.И. Работа с одаренными школьниками как условие реализации ФГОС // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сб. науч. ст. по мат-лам XII междунар. науч.-практ. конф. (14–16 октября 2021 г.). Рязань: ИП Коняхин А.В. (Book Jet), 2021. С. 363–369.
  4. Яковлева Е.Н. Реализация программы «Одарённые дети» в МАОУ Омутинская СОШ № 2 // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2022. № 1 (31). С. 65–66.
  5. Фадеенко О.В. Кризис одаренности. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в стрессогенных ситуациях обучения и социальной адаптации // Большой конференц-зал: дополнительное образование – векторы развития. 2022. № 2 (9). С. 91–93.
  6. Царьков С.И. Развитие одаренности школьников через систему дополнительного образования // Педагогика одаренности: вызовы, достижения, перспективы: сб. науч.-метод. ст. и мат-лов по итогам межрегион. науч.-практ. конф. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2022. С. 421–425.
  7. Мироненко О.В. Использование технологии личностно-ориентированного обучения для развития одарённости учащихся при изучении английского языка // Педагогика одаренности: вызовы, достижения, перспективы: сб. науч.-метод. ст. и мат-лов по итогам межрегион. науч.-практ. конф. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2022. С. 165–170.
  8. Никитюк Т.Ю. Стратегии и педагогические приёмы обучения английскому языку одарённых детей в условиях современной школы // Актуальные вопросы современной педагогики: мат-лы XI междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2018. С. 31–38.
  9. Архипов И.Б., Тебенькова Н.Г. Использование дистанционных форм обучения одаренных детей английскому языку в системе дополнительного образования // Язык. Культура. Образование: сб. мат-лов II всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 4 июня 2021 г.) / отв. сост. Л.В. Попова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2021, 2021. С. 76–81.
  10. Ташенова Л.В., Ибраева Б.М., Мамраева Д.Г. Использование цифровых инструментов при подготовке школьников среднего звена к международным олимпиадам и конкурсам научных работ // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 3. https://mir-nauki.com/ 13pdmn320.html.
  11. Комиссарова Е.Р., Курасова И.В. Олимпиада как способ мотивации одаренных детей // Научное обозрение: сб. ст. междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2021. С. 236–238.
  12. Краснокутская Н.Н. Формирование мотивации к изучению иностранного языка при работе с одарёнными детьми // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. Ч. 1. Курск: Университетская книга, 2018. С. 216–219.
  13. Новикова В.П. Предметные олимпиады как инструмент оценки знаниевого компонента социокультурной компетенции // 25 лет побед и достижений: мат-лы юбилейной XXV науч.-практ. конф. Национальной ассоциации преподавателей английского языка / отв. ред. Е.А. Борисова. СПб.: Университет ИТМО, 2019. С. 6–13.
  14. Курасовская Ю.Б. Подготовка учащихся к заданиям конкурса «Письмо» всероссийской олимпиады школьников // Учитель. Ученик. Учебник (в контексте глобальных вызовов современности): сб. науч. тр. X юбилейной междунар. науч.-практ. конф. М.: КДУ; Университетская книга, 2022. С. 51–55.
  15. Горохова П.М. Модель онлайн-тренажера для подготовки к конкурсу устной речи (ВСОШ, английский язык) // Научный старт – 2022: сб. ст. магистрантов и аспирантов. М.: Языки народов мира, 2022. С. 55–60.
  16. Городецкая Л.А. Интегрированные задания по аудированию и чтению на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 51–61.
  17. Багаутдинова Ю.С. Подготовка учащихся к олимпиаде по английскому языку по лексике и грамматике // Педагогические проблемы в образовании: теория, практика внедрения стандарта WorldSkills в учебный процесс: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. / под ред. С.В. Игдыровой, Р.Р. Мукминова. Димитровград: ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2019. С. 233–236.
  18. Синичкина А.А. Типы олимпиадных заданий и учет особенностей их содержания и решения в процессе подготовки обучающихся к участию во всероссийской олимпиаде по иностранному языку // Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков: актуальные вопросы и перспективы исследования: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. С. 264–270.
  19. Бесядовская Н.А., Трубицина О.И. Повышение валидности тестов (на примере заданий школьного и районного этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку) // Тестология: по мат-лам XLVI междунар. филологической конф. (13–22 марта 2017 г., Санкт-Петербург) / отв. ред. И.Ю. Павловская, М.Я. Креер СПб.: Фонд «Университет», 2018. С. 16–22.
  20. Гулов А.П. Различия между заданиями регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2022. № 64. С. 76–88. doi: 10.15382/sturiv202264.76-88.
  21. Сказочкина Т.В., Креер М.Я. Формирование олимпиадной компетенции в рамках концепции «Навыки XXI века» // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы: мат-лы IV междунар. науч. конгресса / ред. Е.В. Полховская. Симферополь: ИТ «Ариал», 2019. С. 406–412.
  22. Бесядовская Н.А., Трубицина О.Н. Сравнительный анализ тестовых заданий на понимание устного и письменного текста всероссийской олимпиады школьников и Герценовской олимпиады по иностранным языкам (на материале английского языка) // Тестология. 2021. № 3 (15). С. 108–127.
  23. Проскурякова Н.В. Оценивание заданий повышенного уровня устной части ЕГЭ и всероссийской олимпиады школьников: общее и различия // Педагогические мастерские: сб. науч. тр. Вып. 10. Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. С. 82–85.
  24. Грибанова Н.Е. Использование фильмов на английском языке при изучении темы «Образование» // Современные проблемы английской филологии и лингводидактики: сб. науч. тр. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. С. 30–32.
  25. Кирсанова Н.Е. Формирование лингвокультурологической компетенции при обучении английскому языку (на материале темы «Образование в Великобритании») // Альманах современной науки и образования. 2008. № 2–2. С. 80–81.
  26. Воробьева М.В., Яровова Т.В. Профориентация как подготовка школьника к сознательному выбору профессии и вуза: опыт одинцовского кампуса МГИМО // Педагогическое образование и наука. 2018. № 5. С. 32–36.
  27. Воякина Е.Ю., Гунина Н.А. Организация эффективной подготовки успешных обучающихся к участию в олимпиадах по иностранному языку // Перспективы науки. 2021. № 8 (143). С. 84–90.
  28. Галимова Х.Х., Чернышова М.В. Педагогический университет и профильные классы психолого-педагогической направленности: из опыта работы // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2023. № 1. С. 91–97.
  29. Говорова Н.И., Дубинко С.А. Инновационные технологии в формировании и развитии ценностной картины мира средствами иностранного языка // Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагога будущего: мат-лы междунар. науч.-практ. форума, посв. 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков / отв. ред. А.К. Крупченко, А.В. Малев (г. Москва, 6–7 декабря 2019 г.). М.: МПГУ, 2020. С. 486–501.
  30. Гулов А.П. Содержание заданий всероссийской олимпиады школьников по английскому языку: нравственный аспект // Дискурс профессиональной коммуникации. 2022. Т. 4, № 4. С. 53–63. doi: 10.24833/2687-0126-2022-4-4-53-63.
  31. Максимчик О.А. Воспитательный потенциал всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Поволжский педагогический вестник. 2022. Т. 10, № 1 (34). С. 85–94.
  32. Патронова И.А. О роли личности учителя (Году педагога и наставника посвящается) // Образование в Орловской области. 2022. № 4. С. 13–18.
  33. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2021/2022 учебном году. М., 2021. 1211 с.
  34. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016/2017 уч. г. по английскому языку / под общ. ред. Ю.Б. Курасовской. М., 2016. 64 с.
  35. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2017/2018 уч. г. / под общ. ред. Ю.Б. Курасовской. М., 2017. 38 с.
  36. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2022/23 учебном году. М., 2022. 929 с.
  37. Масленникова Е.М. The system of education in Great Britain: учеб. пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. 48 с.
  38. Спачиль О.В. Образование в США: учеб. пособие. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2021. 204 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Максимчик О.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».