Отбор и формирование содержания дисциплин прикладной математики в экономическом вузе
- Авторы: Добудько Т.В.1, Макаров С.И.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Самарский государственный экономический университет
- Выпуск: Том 12, № 2 (2023)
- Страницы: 246-250
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/253068
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023122307
- ID: 253068
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изменения, происходящие в динамично развивающемся промышленном производстве и обществе, определяют основные тенденции в сфере образовательной деятельности. Необходимость инновационных преобразований в подготовке экономистов, обладающих соответствующим объемом знаний для успешного решения производственно-организационных задач, является очевидной. Анализ программ бакалавриата и специалитета ведущих отечественных и зарубежных экономических вузов показывает, что в последние годы идет усиление математической составляющей в экономическом образовании. Профессиональная подготовка экономистов и менеджеров нацелена на формирование в процессе обучения комплекса качеств, компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Перечень профессиональных и общих компетенций регламентирован государственным образовательным стандартом. Математические дисциплины являются базовыми в подготовке экономистов и менеджеров. Знание математических основ позволяет студенту изучить большинство экономических дисциплин бакалавриата и продолжить свое образование в магистратуре. Умение экономиста применять математический багаж, полученный за годы обучения в профессиональной деятельности, делают его конкурентоспособным на рынке труда. Важнейшим фактором востребованности математически грамотных экономистов и менеджеров является нарастающая цифровизация экономики. Задача отбора и формирования содержания математических дисциплин в сложившейся парадигме экономического образования приобретает первостепенный приоритет. В статье предпринята попытка на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для экономических специальностей определить дисциплины прикладной математики, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций и их содержательное наполнение теоретическим и практическим материалом, обосновать актуальность выбранной стратегии отбора содержания образования по математическим дисциплинам.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Валерьяновна Добудько
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: tdobudko@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания
Россия, СамараСергей Иванович Макаров
Самарский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: matmaksi@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной информатики
Россия, СамараСписок литературы
- Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р.
- Makarov S.I., Sevastyanova S.A. Information modeling of the students’ residual knowledge level // Digital Transformation of the Economy: Challenges, Trends and New Opportunities / eds. S. Ashmarina, A. Mesquita, M. Vochozka. Vol. 908. Cham: Springer, 2020. P. 502–509.
- Севастьянова С.А. Формирование профессиональных математических компетенций у студентов экономических вузов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Самара, 2006. 237 с.
- Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В. Концепция образовательных электронных изданий и ресурсов – шаг на пути к качественному образованию // Информационные технологии в образовании: сб. тр. междунар. конф.-выставки «ИТО–2002». Ч. 6. Пленарные доклады. М.: МИФИ, 2002. С. 11–14.
- Беспалько В.П. Теория учебника: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. 160 с.
- Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов: справ. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГУ, 1993. 223 с.
- Тупальский Н.И. Основные проблемы вузовского учебника. Минск: Вышэйшая школа, 1976. 183 с.
- Хамов Г.Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода. СПб.: РГПУ, 1993. 142 с.
- Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 1986. 32 с.
- Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 1994. 36 с.
- Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Кувалдина Т.А. Иерархии в моделировании логической структуры предметных областей // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке: мат-лы VI общерос. науч. конф. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 179–182.
- Турбович Л.Т. Информационно-семантическая модель обучения. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1970. 177 с.
- Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования / под ред. Н.В. Горбуновой. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. 152 с.
- Макаров С.И. Электронный образовательный ресурс 2.0 [Электронный ресурс] // Система управления обучением ФГАОУ ВО «СГЭУ». https://lms2.sseu.ru/courses/ eresmat/menedg/start1.htm.
- Гелястанова Э.Х., Таучева С.А. Теоретические основы реализации междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вуза // Современное педагогическое образование. 2018. № 6. С. 10–13.
