Формирование каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников с задержкой психического развития


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы нарушения почерка у младших школьников с задержкой психического развития. Это связано с тем, что количество детей с данным нарушением за последние годы значительно увеличилось. По данным исследований нарушения почерка отмечаются у 6-7% учеников общеобразовательных школ, в том числе, 18-20% - у учащихся с задержкой психического развития. Авторами статьи представлены результаты научного исследования по проблеме.Работа по формированию каллиграфического почерка-длительный целенаправленный процесс. В настоящее время специальные методики коррекции почерка разработаны не в полной мере. В научных исследованиях предлагаются различные методы и приемы работы, а из-за отсутствия целостной системы эти приемы не всегда дают должный результат. Целью проведенного научного исследования являлось определить уровень сформированности каллиграфических умений младших школьников с задержкой психического развития и разработать содержание коррекционно-педагогической работы по преодолению данных нарушений у детей. В работе описаны и научно обоснованы принципы коррекционной работы. Одним из основополагающих является принцип постепенного перехода от изучения и написания простых элементов и букв к более сложным. Важным является принцип одновариатного начертания букв, который реализуется в идентичности их формы и последовательности изображения. Принцип наглядности, поэлементного изучения букв связан сведущим общедидактическим принципом развивающего обучения.Представленная авторами программа коррекционно-педагогической работы включает календарно-тематическое планирование и большой перечень приемов , практических упражнений и заданий. Результаты иследования, представленные в данной статье, могут использоваться в практической деятельности логопедами, учителями начальных классов, студентами высших учебных заведений, обучающихся по специальности«Логопедия», родителями учащихся.

Об авторах

Нина Ивановна Буковцова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Автор, ответственный за переписку.
Email: bukovtsova@pgsga.ru

кандидат педагогических наук, декан факультета специального образования

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Россия, 443099, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Ольга Владимировна Елянюшкина

Лицей г. Сызрани

Email: olyaelya@yandex.ru

учитель начальных классов

ГБОУ лицей г. Сызрани, Россия, Сызрань Самарской области, 446001, ул. Степана Разина 1

Список литературы

  1. Агаркова Н.Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы) // Начальная школа. 2001. №12. С. 18-21.
  2. Гаталина Н.В., Пунина Е.Г. Развиваем мелкую моторику, серия «Мой первый учебник». СПб.: Питер, 2000. 53 с.
  3. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. 1999. №4. С. 36-39.
  4. Амонашвили Ш.А. Основы формирования навы- ка письма и развития письменной речи в начальных классах. М.: Просвещение, 1998. 78 с.
  5. Безруких М.М. Еще раз о письме и почерке // Советская педагогика, 1989, №5. С. 24-27.
  6. Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо «с секретом» // Начальная школа, 1999, №10. С. 19-23
  7. Агаркова Н.Г. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму // Начальная школа, 1992, №2. С. 28-32.
  8. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 2002. 133 с.
  9. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Тула: Актоус, 1999. 185 с.
  10. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2001. 106 с.
  11. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа. 1999. №5. С. 21-25.
  12. Желтовская Л.я., Соколова Е.Н.Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: пособие для учителей четырехлет. нач. шк. М.: Про- свещение, 2005, 238 с.
  13. Гаталина Н.В., Пунина Е.Г. Развиваем мелкую моторику, серия «Мой первый учебник». СПб.: Питер, 2000, 364 с.
  14. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М.: Просвещение, 2010. 87 с.
  15. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под ред. О.Б. Иншаковой. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. 287 с.
  16. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа, 1999, №1. С. 16-19.
  17. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. 1999, №8. С. 12-17.
  18. Бакулина Г.А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // Начальная школа, 2000, №11. С. 39-43.
  19. Психология детей с задержкой психического развития. хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб.: Речь, 2003. 347 с.
  20. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа. 2007, №7. С. 13-18.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Буковцова Н.И., Елянюшкина О.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».