Дидактическая игра как способ формирования экологических знаний у школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые нужно создавать и воспитывать с детства. В этих условиях экологическое образование и воспитание в современной школе должно стать приоритетным. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете. Система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. Данная статья посвящена формированию экологических знаний у школьников в рамках факультативного курса «Игровая экология». Особое внимание в решении данного вопроса автор уделяет дидактическим играм, так как они обладают огромными педагогическими возможностями в плане формирования у школьников знаний в области природопользования и охраны окружающей среды. Правильно построенная дидактическая игра активизирует интерес и внимание учащихся, развивает память, внимание, саморегуляцию, мышление, закрепляет знания, умения и навыки, тренирует сенсорные умения, навыки, волевые качества ребенка.

Об авторах

Елена Владимировна Лизунова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: elen-lizunova@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения

Россия, 443090, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д. 24

Список литературы

  1. Аниськин С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете (на примере естественно-географического факультета): автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2005. 25 с.
  2. Ладилова Н.Н. Деловые игры как средство обучения экологическому мышлению // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы 11 научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ, 2011. С. 203-207.
  3. Луговкина С.В. Формирование экологических знаний средствами дидактических ролевых игр в курсе биологии 6 класса: автореф. дис. … канд. пед. наук, М., 2009. 20 с.
  4. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Тарасов С.В. Дидактические игры по экологии. СПб., 1993. 131 с.
  5. Лиликина В.И., Осипова Л.Я. Экологические игры в школьном курсе «Биологии»: Методические рекомендации для учителей-биологов. Самара: СИПКРО, 1993. 154 с.
  6. Никонов А.Л. Материалы к деловым играм по природоохранной тематике // Химия в школе. 1998. С. 43-44.
  7. Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии. М.: Просвещение, 1989. 231 с.
  8. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция школьника как цель обучения // Экология и жизнь. 2009. № 10. С. 36-41.
  9. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: сборник научных трудов. Волгоград, 1996. 58 с.
  10. Лепенькина А.А. Эколого-краеведческое образование обучающихся как фактор развития компонентов экологической культуры школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы 11 научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ, 2011. С. 97-99.
  11. Мамедов Н.М. Экологическое образование: новый взгляд на старую проблему // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы 11 научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ, 2011. С. 12-15.
  12. Метлина И.А. Из опыта работы по экологическому воспитанию школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы 11 научно-практической конф. Н. Новгород: НГПУ, 2011. С. 109-111.
  13. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001. 640 с.
  14. Закаблуковский Б.Г. Объединения младших школьников: теория и практика: учебно-методическое пособие. Минск, 2000. 120 с.
  15. Трацевская А.В. Игра младших школьников как мультикультурное воспитательное пространство. Педагогический процесс как культурная деятельность: сборник материалов и тезисов докладов 6 международной научно-практической конференции 16-17 октября 2008 г. В 2 т. Самара: Изд-во ГОУ СПМКРО, 2008. 500 с.
  16. Биология. «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», 6 класс / под ред. проф. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2005. 240 с.
  17. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 4-е изд. М.: Школьная пресса, 2002. 512 с.
  18. Пентюхин В.И. Педагогическая технология формирования здоровьесберегающих компетенций будущего учителя физической культуры: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2010. 241 с.
  19. Зверев А.Т. «Экологические игры». М.: Дом педагогики, 2001. 56 с.
  20. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет: пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998. 224 с.
  21. Сергушина О.В., Евсеева Ю.А. Значение дидактических игр на уроках в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 56-57.
  22. Платонова Т.Е. Система психолого-дидактических задач и соответствующих приемов обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 84-86.
  23. Яковлева Е.Л. Многообразные облики игры: попытка философского осмысления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 87-90.
  24. Макеева Е.Д. Использование образовательных технологий в процессе преподавания дисциплины «Естественнонаучная картина мира» // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 1 (6). С. 21-25.
  25. Чаговец А.И. Дидактический аспект профессиональной подготовки будущих воспитателей ДУЗ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 116-119.
  26. Макеева Е.Д. Методика оценки результатов освоения дисциплины «Естественнонаучная картина мира»// Современные технологии подготовки кадров и повышения квалификации специалистов нефтегазового производства: тезисы Международной научно-практической конференции. В.К. Тян (отв. редактор), М.В. Петровская (отв. секретарь). 2014. С. 74.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Лизунова Е.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».