Дидактическая игра как способ формирования экологических знаний у школьников
- Авторы: Лизунова Е.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 5, № 4 (2016)
- Страницы: 202-206
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/22203
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20164311
- ID: 22203
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые нужно создавать и воспитывать с детства. В этих условиях экологическое образование и воспитание в современной школе должно стать приоритетным. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете. Система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. Данная статья посвящена формированию экологических знаний у школьников в рамках факультативного курса «Игровая экология». Особое внимание в решении данного вопроса автор уделяет дидактическим играм, так как они обладают огромными педагогическими возможностями в плане формирования у школьников знаний в области природопользования и охраны окружающей среды. Правильно построенная дидактическая игра активизирует интерес и внимание учащихся, развивает память, внимание, саморегуляцию, мышление, закрепляет знания, умения и навыки, тренирует сенсорные умения, навыки, волевые качества ребенка.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Владимировна Лизунова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: elen-lizunova@yandex.ru
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения
Россия, 443090, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д. 24Список литературы
- Аниськин С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете (на примере естественно-географического факультета): автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2005. 25 с.
- Ладилова Н.Н. Деловые игры как средство обучения экологическому мышлению // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы 11 научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ, 2011. С. 203-207.
- Луговкина С.В. Формирование экологических знаний средствами дидактических ролевых игр в курсе биологии 6 класса: автореф. дис. … канд. пед. наук, М., 2009. 20 с.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Тарасов С.В. Дидактические игры по экологии. СПб., 1993. 131 с.
- Лиликина В.И., Осипова Л.Я. Экологические игры в школьном курсе «Биологии»: Методические рекомендации для учителей-биологов. Самара: СИПКРО, 1993. 154 с.
- Никонов А.Л. Материалы к деловым играм по природоохранной тематике // Химия в школе. 1998. С. 43-44.
- Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии. М.: Просвещение, 1989. 231 с.
- Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция школьника как цель обучения // Экология и жизнь. 2009. № 10. С. 36-41.
- Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: сборник научных трудов. Волгоград, 1996. 58 с.
- Лепенькина А.А. Эколого-краеведческое образование обучающихся как фактор развития компонентов экологической культуры школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы 11 научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ, 2011. С. 97-99.
- Мамедов Н.М. Экологическое образование: новый взгляд на старую проблему // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы 11 научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ, 2011. С. 12-15.
- Метлина И.А. Из опыта работы по экологическому воспитанию школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы 11 научно-практической конф. Н. Новгород: НГПУ, 2011. С. 109-111.
- Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001. 640 с.
- Закаблуковский Б.Г. Объединения младших школьников: теория и практика: учебно-методическое пособие. Минск, 2000. 120 с.
- Трацевская А.В. Игра младших школьников как мультикультурное воспитательное пространство. Педагогический процесс как культурная деятельность: сборник материалов и тезисов докладов 6 международной научно-практической конференции 16-17 октября 2008 г. В 2 т. Самара: Изд-во ГОУ СПМКРО, 2008. 500 с.
- Биология. «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», 6 класс / под ред. проф. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2005. 240 с.
- Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 4-е изд. М.: Школьная пресса, 2002. 512 с.
- Пентюхин В.И. Педагогическая технология формирования здоровьесберегающих компетенций будущего учителя физической культуры: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2010. 241 с.
- Зверев А.Т. «Экологические игры». М.: Дом педагогики, 2001. 56 с.
- Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет: пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998. 224 с.
- Сергушина О.В., Евсеева Ю.А. Значение дидактических игр на уроках в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 56-57.
- Платонова Т.Е. Система психолого-дидактических задач и соответствующих приемов обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 84-86.
- Яковлева Е.Л. Многообразные облики игры: попытка философского осмысления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 87-90.
- Макеева Е.Д. Использование образовательных технологий в процессе преподавания дисциплины «Естественнонаучная картина мира» // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 1 (6). С. 21-25.
- Чаговец А.И. Дидактический аспект профессиональной подготовки будущих воспитателей ДУЗ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 116-119.
- Макеева Е.Д. Методика оценки результатов освоения дисциплины «Естественнонаучная картина мира»// Современные технологии подготовки кадров и повышения квалификации специалистов нефтегазового производства: тезисы Международной научно-практической конференции. В.К. Тян (отв. редактор), М.В. Петровская (отв. секретарь). 2014. С. 74.
Дополнительные файлы
