Методические аспекты оценки специализированных восприятий юных пловцов различной спортивной квалификации
- Авторы: Вершинин М.А.1, Пинясова М.В.1
-
Учреждения:
- Волгоградская государственная академия физической культуры
- Выпуск: Том 5, № 4 (2016)
- Страницы: 165-169
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/22188
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20164303
- ID: 22188
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье на основе обширного обзора научно-методической литературы анализируется становление и развитие ряда специализированных восприятий юных пловцов различной квалификации: чувства времени, чувства темпа и чувства пространства, демонстрируемых как в лабораторных условиях (на суше), так и в условиях водной среды. Дается описание двух направлений, наиболее целесообразных для проведения измерений специализированных восприятий юных пловцов: 1) выявление особенностей проявления абсолютных порогов чувствительности отдельных анализаторов в условиях индифферентной деятельности; 2) изучение специализированных восприятий посредством выполнения специальных заданий в специфических условиях двигательной деятельности. Одним из компонентов так называемого «чувства воды» является «относительный шаг», который оценивает умение пловца опираться о водную среду во время совершения гребковых движений руками (чувство опоры о воду) и рассчитывается по показателю коэффициента эффективности техники. Оценку положения тела в процессе плавания можно осуществлять с помощью коэффициента эффективности гребковых усилий, который показывает способность спортсмена принимать максимально обтекаемое положение, что позволяет наиболее эффективно реализовать тяговые усилия в водной среде. В заключение констатируется, что специализированные восприятия темпа, пространства и времени юных пловцов-кролистов слабо зависят от возраста спортсмена и имеют значительные индивидуальные отличия. По итогам экспериментальной работы делается вывод о наличии лишь одного сенситивного отрезка времени для совершенствования чувства темпа в воде и на суше (в возрасте 10-11 лет) и одного благоприятного возрастного периода для совершенствования чувства времени в воде (в возрасте 11-12 лет).
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Михаил Александрович Вершинин
Волгоградская государственная академия физической культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: mikhail0871@rambler.ru
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания
Россия, 400005, Волгоград, пр. В.И. Ленина, д. 78Мария Валерьевна Пинясова
Волгоградская государственная академия физической культуры
Email: mikhail0871@rambler.ru
Аспирант кафедры теории и методики физического воспитания
Россия, 400005, Волгоград, пр. В.И. Ленина, д. 78Список литературы
- Колмогоров С.В. Энергообеспечение и биомеханика плавания человека в экстремальных условиях спортивной деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Архангельск, 1996. 61 с.
- Аришин А.В., Погребной А.И. Биомеханические аспекты начальной технической подготовки пловцов в ДЮСШ // Современный спорт и спорт для всех. 2003. Т. 3. С. 388–389.
- Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание. М.: Физкультура и спорт, 1983. 208 с.
- Волегов В.П., Сальников В.А. Формирование «мышечного чувства» в системе подготовки пловцов // Актуализация принципов и технологии обучения в системе физкультурного образования. Омск: СибГАФК, 1996. С. 107–109.
- Гринев В.Т. Экспериментальное исследование эффективности гребка, методики оценки и совершенствования техники спортивного плавания: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1977. 22 с.
- Полевой В.Г. Разработка методики управления техническим мастерством пловцов-кролистов различной квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. М, 1985. 18 с.
- Гилёв Г.А., Ломоносов А.В. Об эффективности продвижения пловца // Теория и практика физической культуры. 1986. № 1. С. 14–17.
- Рашел Б., Спрингис Е., Холт Л., Калпаерт Д. Силы в плавании – переоценка нынешнего статуса // Плавание: Информационно-методический сборник. М., 1999. № 5. С. 18–36.
- Абсалямов Т.М., Булатова М.М., Булгакова Н.Ж. Плавание. Киев: Олимпийская литература, 2000. 495 с.
- Оноприенко Б.И. Методика определение эффективности гребковых усилий в спортивных способах плавания // Теория и практика физической культуры. 1969. № 8. С. 5–9.
- Гринь А.Р. Управление совершенствованием специализированных восприятий при тренировке пловцов высокой квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киев, 1978. 23 с.
- Цуканов Б.И. Восприятие времени и спортивная специализация // Теория и практика физической культуры. 1988. № 10. С. 32–35.
- Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 1997. 584 с.
- Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с.
- Берестецкая Н.Ю. Методика технической подготовки пловцов с учетом возрастных особенностей формирования двигательной функции: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киев, 1987. 24 с.
- Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2001. 502 с.
- Уилмор Д.К., Костил Д.А. Физиология спорта. Киев: Олимпийская литература, 2001. 421 с.
- Тэлбот Д. Как плыть быстрее. М.: Физкультура и спорт, 1978. 88 с.
- Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. 224 с.
- Погребной А.И., Маркевич Е.Г. Влияние целевых заданий на обобщенные характеристики техники плавания // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды науч.-исслед. ин-та проблем физкультуры и спорта. Краснодар: КубГАФК, 1998. С. 74–83.
- Биневский Д.А. Возрастные особенности формирования спортивно-технических навыков у пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1993. 22 с.
Дополнительные файлы
