Профессионально ориентированное обучение курсу «Русский язык и культура речи» как условие повышения качества речевой подготовки специалистов


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проводится краткий анализ основных концептуальных подходов к разработке содержания курса «Русский язык и культура речи» и путей их реализации. Утверждается, что в процессе обучения целесообразна интеграция профессионально ориентированного и коммуникативно-деятельностного подходов как условие наиболее эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов. Доказывается, что коммуникативный и прагматический аспекты реализуются в практике обучения курсу эпизодически, бессистемно, несмотря на явно недостаточный уровень профессионально-коммуникативных знаний и умений студентов. Автором предлагается оригинальная методика профессионально ориентированного обучения курсу «Русский язык и культура речи», в основе которой лежит междисциплинарная интеграция как целостное единство содержательного (традиционные знания и умения) и процессуального (опыт деятельности) компонентов, в совокупности обеспечивающих деятельностное обучение. В статье подчеркивается, что эффективные связи курса «Русский язык и культура речи» с общепрофессиональными и специальными дисциплинами достигаются за счет вычленения профессионально-коммуникативного образовательного ядра, в которое включаются интегративные темы, интегративное содержание, общие для разных дисциплин термины и другие междисциплинарные учебные элементы, сближающие курс со спецификой будущей профессии студентов. Описаны также некоторые способы, приемы, принципы, которые позволяют результативно осуществлять междисциплинарную интеграцию на учебных занятиях, дают возможность более полно реализовать метапредметную функцию русского языка в вузовском образовании и максимально подчинить процесс обучения коммуникативным потребностям будущей профессиональной деятельности. Доказывается, что реализация междисциплинарной интеграции в вузовском курсе «Русский язык и культура речи» позволяет осуществлять речевую подготовку на основе триединства «язык-профессия-личность», обеспечивает синтез речевого, профессионального, интеллектуального развития студентов-нефилологов, а также освоения ими ценностных ориентиров будущей профессии.

Об авторах

Анастасия Вячеславовна Коренева

Мурманский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: korenevaanast@mail.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры международных отношений и коммуникаций

183010 Россия, Мурманск, ул. Спортивная, 13

Список литературы

  1. Атаева Е.В. Дисциплина «Русский язык и культура речи» в системе языковой подготовки студентов-нефилологов / Е.В. Атаева // Проблемы преподавания русского языка и культуры речи в школе и вузе : материалы V Ушаковских чтений, 4-5 ноября 2002 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. С. 19-25.
  2. Барабанова Н.Р. Междисциплинарная координация в формировании коммуникативно-речевой компетенции студентов / Н.Р. Барабанова // Актуальные проблемы теории коммуникации : сб. науч. тр. / М-во образования РФ, СПбГПУ, Рос. коммуникатив. ассоц. СПб., 2004. C. 271-280.
  3. Бирюкова С.Н. Формирование коммуникативной культуры студентов технического вуза : На основе изучения курса «Русский язык и культура речи» : дис.. канд. пед. наук : 13.00.08 / С.Н. Бирюкова. Воронеж, 2004. 194 с.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
  5. Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся / П.Я. Гальперин. М: Изд-во МГУ, 1972. 262 с.
  6. Гвоздева А.В. О взаимосвязи интеграции и дифференциации в обучении / А.В. Гвоздева // Педагогическое образование и наука. 2007. № 3. С. 31-39.
  7. Гойхман О.Я. Теория и практика обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов сервисных специальностей : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02 / О.Я. Гойхман. - М.,2001. 287 с.
  8. Горобец Л.Н. Формирование риторической компетенции студентов-нефилологов в системе профессиональной подготовки в педагогическом вузе: Автореф. дис. …докт. педагог. наук: 13.00.02 / Л.Н. Горобец. СПб., 2008. 38 с.
  9. Гостева Ю.Н. Специфика учебного курса «Русский язык и культура речи» для студентов медицинских вузов (содержательно-методический аспект учебного пособия «Русский язык и культура речи») / Ю.Н. Гостева, И.Б. Маслова // Состояние и перспективы методики преподавания русского языка и литературы : сб. ст. М., 2008. С. 50-52.
  10. Гуляева Е.А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов по специальности "Связи с общественностью" на основе системы учебно-речевых ситуаций : дис.. канд. пед. наук : 13.00.08 / Е.А. Гуляева. Тамбов, 2004. 188 с.
  11. Донская Т.К. Межпредметная функция русского языка и проблемы культуры речи в вузе и школе // Русская речь в современном вузе : материалы Второй междунар. науч.-практ. интернет-конференции / Т.К. Донская. Орел: ОрелГТУ, 2006. С. 76-79.
  12. Еремкин И.А. Система межпредметных связей в высшей школе / И.А. Еремкин. Харьков : Вища школа, 1984. 112 с.
  13. Кабанова О.В. Обучение речевому общению студента в образовательном процессе университета : дис.. канд. пед. наук : 13.00.01 / О.В. Кабанова. Оренбург, 2006. 143 с.
  14. Коваленко Н.П. Интегрированный подход к профессиональной подготовке студентов технологического колледжа : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.П. Коваленко. Новгород, 2004. 22 с.
  15. Колесникова Н.И. Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования: Автореф. дис. …докт. пед. наук: 13.00.02 / Н.И. Колесникова. Орел, 2009. 40 с.
  16. Коренева А.В. Профессионально ориентированное обучение речевой деятельности студентов-нефилологов на основе междисциплинарной интеграции в курсе «Русский язык и культура речи»: Автореф. дис. …докт. пед. наук: 13.00.02 / А.В. Коренева. Орел, 2010. 48 с.
  17. Новикова С.Р. Формирование навыков связной речи у студентов гуманитарного вуза : на материале курсов "Русский язык и культура речи", "Культурология" : автореф. дис.. канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.02 / С.Р. Новикова. Казань, 2006. 23 с.
  18. Орлов О.М. Профессионально ориентированная риторика: содержание и методика обучения : автореф. дис.. д-ра пед. наук : 13.00.02 / О.М.Орлов. М., 2003. 42 с.
  19. Орлов О.М. Устные профессионально значимые жанры речи экономиста : Теоретические основы экономической риторики / О.М. Орлов. Саратов : СГСЭУ, 2001. 220 с.
  20. Тесликова Н.Н. Совершенствование культурно-речевых навыков студентов юридического факультета вуза : дис.. канд. пед. наук : 13.00.02 / Н.Н. Тесликова. Рязань, 2004. 275 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Коренева А.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».