Полифункциональная подготовка будущих учителей в контексте федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Педагогическая деятельность носит полифункциональный характер. Полифункциональность деятельности педагога продиктована требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и профессиональным стандартом педагога. Под полифункциональной подготовкой будущих учителей подразумевается процесс и результат овладения бакалаврами и магистрами педагогического образования комплексом компетенций, направленных на выполнение различных функций педагога. Выделено 6 основных функций современного учителя: педагогическая, проектная, исследовательская, методическая, управленческая и культурно-просветительская. Педагогическая функция имеет сложную структуру и включает в себя ряд других функций – обучающую, воспитательную, развивающую и коррекционную. Все функции взаимосвязаны между собой. Дана их характеристика. Описан опыт подготовки будущих учителей на естественно-географическом факультете Самарского государственного-педагогического университета в рамках программ бакалавриата и магистратуры педагогического образования. Он состоит в обновлении содержания реализуемых курсов по выбору студентов, разработке и внедрении новых, организации и проведении учебных и производственных практик, учебно- и научно-исследовательской работы студентов, научных конференций, студенческих конкурсов и олимпиад, издании сборников научных трудов, в том числе студенческих. Представлены результаты анкетирования выпускников о качестве их подготовки к выполнению различных функций педагога.

Об авторах

Александр Алексеевич Семенов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: semenov@sgspu.ru

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения

Россия, Самара

Вера Валентиновна Соловьева

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: solversam@mail.ru

доктор биологических наук, профессор кафедры биологии, экологии и методики обучения

Россия, Самара

Андрей Степанович Яицкий

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: yaitsky@sgspu.ru

старший преподаватель кафедры биологии, экологии и методики обучения

Россия, Самара

Список литературы

  1. Проект профессионального стандарта педагога (состав обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий в соответствии с Национальной системой учительского роста) [Электронный ресурс] // http://стандартпедагога.рф/ view_3/index.html?page=1.
  2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н // Российская газета - Федеральный выпуск, № 6261 (285). 18.12.2013.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 04.12.2015 г. № 1426 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/ 7995.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 09.02.2016 г. № 91 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/8073.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Магистратура. Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 21.11.2014 г. № 1505 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/ документы/5034.
  6. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Просвещение, 2009. 40 с.
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск. № 5976 (303). 31.12.2012.
  8. Галустян О.В. Система полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста в высшей школе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Воронеж, 2016. 432 с.
  9. Гончарова Ю.А. Полифункциональная система оценивания в образовательном процессе вуза // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сборник научных статей, выпуск 5 / под ред. И.Ф.Бережной, С.В.Поповой. Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2011. C. 27-39.
  10. Жаркова О.С. Проблема универсальной (полифункциональной) подготовки учителя музыки на современном этапе (Джазовое музицирование как компонент учебной работы в музыкально-исполнительских классах): дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1998. 201 c.
  11. Кашликова Т.В. Формирование полифункциональной профессиональной готовности специалиста к социальной работе с семьей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2012. 274 с.
  12. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Ленинградский университет, 1967. 183 с.
  13. Основина Т.Ю. Подготовка студентов к полифункциональной социально-управленческой деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2009. 346 с.
  14. Печерская А.Б. Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки: на материале работы в концертмейстерском классе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2009. 167 с.
  15. Рыков Н.А., Щербаков А.И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы // Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии: постоянно действующий межвузовский республиканский тематический научный сборник. Выпуск 1. Профессионально-педагогическая направленность в системе преподавания специальных дисциплин на факультетах естествознания. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1973. С. 17-61.
  16. Хасанов С. Педагогические основы полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Худжанд, 2001. 147 c.
  17. Чоросова О.М. О формировании полифункциональности педагога в условиях информационно-коммуникационной среды // Труды Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике [Электронный ресурс] // http://ito.edu.ru/ sp/publi/publi-0-chorosova-2012osen.html.
  18. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] // http://docme.ru.
  19. Семенов А.А. Методическая подготовка учителей биологии в контексте ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога // Биологическое и экологическое образование в школе и в вузе: теория, методика, практика: сборник статей междунар. науч.-практ. конф. (21-24 ноября 2016 г.). Вып. 15, Санкт-Петербург / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. СПб.: Свое издательство, 2016. С. 174-176.
  20. Семенов А.А., Носова Т.М., Колыванова Л.А. Подготовка магистров биологического образования к осуществлению научно-исследовательской деятельности // Інноваційний розвиток вищої освіти: глобальний та національний виміри змін: матеріали ІІІ Міжнародної науково-практичної конференції (6-7 квітня 2016 року, м. Суми). Суми: Вид-во СумДПУ імені А.С.Макаренка, 2016. Т. 1. С. 177-181.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Основные функции учителя общеобразовательной организации

Скачать (31KB)

© Семенов А.А., Соловьева В.В., Яицкий А.С., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».