Интегративная подготовка инженера в глобализированном мире

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается интегративная подготовка инженера в глобализированном мире. На основе анализа международного разделения труда и взаимодействия в области техники и технологий, с которыми сталкивается современный инженер, отмечается необходимость эффективного взаимодействия международных партнеров и международных команд. Выявляется проблема недостаточного уровня подготовки инженеров в рамках современного высшего технического образования, отличающегося собственной спецификой в разных странах, где образование ориентировано на региональный уровень подготовки специалистов. Отмечается, что международная деятельность, основанная на международном разделении труда, требует глобальной подготовки инженеров. Проведённый анализ публикаций по вопросу глобальной компетентности, вопросам определения межкультурной компетентности и требований международных аккредитационных агентств позволяет выделить четыре основных характеристики глобально компетентного инженера: принимать во внимание этнические аспекты общества, природы и безопасности; понимать свою профессию и технические аспекты в глобальном контексте; быть готовым к работе в междисциплинарной и международной командах; уметь вести диалог в межкультурном и межнациональном контекстах. Проведенное исследование показало, что выделенные характеристики являются интегративными качествами личности, а глобально компетентный инженер, обладающий такими характеристиками, сможет достойно представлять свою страну на международном уровне и работать на инновационном производстве. В качестве решения проблемы подготовки современных инженеров авторы предлагают формирование глобальной компетентности инженера за счет применения интегративного подхода в высшем техническом образовании.

Об авторах

Татьяна Александровна Старшинова

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tstar@any.com.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной педагогики и психологии

Россия, Казань

Ольга Александровна Ларионова

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Email: larionova2802@mail.ru

аспирант кафедры инженерной педагогики и психологии

Россия, Казань

Ренат Саляхович Сайфуллин

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Email: rsaif@kstu.ru

доктор технических наук, профессор кафедры технологии неорганических веществ и материалов

Россия, Казань

Список литературы

  1. Кульчицкий В. Инженеры сегодня встроены в глобальный процесс [Электронный ресурс] // http:// nanonewsnet.ru/news/2013/inzhenery-segodnya-vstroeny-v-globalnyi-protsess.
  2. Deardorff D.K. The identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization at institutions of higher education in the United States // Journal of Studies in International Education. North Carolina State University. Raleigh. NC. 2010. P. 241–266.
  3. Валеева Н.Ш., Хасанова Г.Б. К проблеме подготовки специалистов в области химии и технологии полимерных и композиционных материалов в условиях глобализации // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 6. С. 287–289.
  4. Клюев А.К. Стратегии вузовского развития (по материалам пилотного семинара проекта «Стратегическое планирование в российских университетах») // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 3(26). С. 43–50.
  5. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / под ред. Т.Л. Клячко. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 181 с.
  6. Старшинова Т.А., Иванов В.Г. Интегративный подход как основа компетентности // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 154–156.
  7. Global Accreditation for the Global Engineering Attributes: A Way Forward in Proceedings of the 2008 AaeE Conference [Электронный ресурс] // http://aaee. com.au/conferences/papers/2008/2008index.html.
  8. Patil, Accreditation of engineering education: review, observations and proposal for global accreditation / Patil, G. Codner // European Journal of Engineering Education. Vol. 32. 2007. № 6. P. 639–651.
  9. Chan D., Fishbein J. A global engineer for the global community // The Journal of Policy Engagement. Vol. 1. 2009. № 2. P. 4–9.
  10. Interkulturelle Kompetenz – Schlüsselkompetenz des 21. Jahrhunderts [Электронный ресурс] // http://edoc.hu-berlin.de/miscellanies/bruecken-28964/3/PDF/3.pdf.
  11. Айнутдинова И.Н. Интеграция профессиональной и иноязычной подготовки конкурентоспособного специалиста в высшей школе: дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2012. 297 с.
  12. Багаутдинова Р.З. Интегративные процессы в профессиональной подготовке специалистов социокультурной сферы в вузе и ССУЗЕ // Профессиональное образование. Казань: Казанский педагогический журнал. 1997. № 2. С. 118–122.
  13. Безрукова B.C. Теория педагогической интеграции как методологическое знание // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. трудов. Свердловск: Свердл. инж. пед. институт, 1991. Вып. 2. С. 5–13.
  14. Dominik May, Erman Tekkaya. The globally competent engineer: What different stakeholders say about educating engineers for a globalized world // Proceedings of 2014 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). Dubai, 2014. P. 924–930.
  15. Алекберова И.Э. Интегративный подход в образовании как одна из основных составляющих развития личности // Социосфера. 2013. № 2. С. 73.
  16. ASIIN, Fachspezifisch ergänzende Hinweise zur Akkreditierung von Bachelor und Masterstudiengängen des Maschinenbaus, der Verfahrenstechnik und des Chemieingenieurwesens // ASIIN. Düsseldorf. 2011. 15 p.
  17. ABET, «Criteria for accrediting engineering programs: Effective for Reviews During the 2013–2014 Accreditation Cycle». Baltimore, Oct. 2012. Available [Электронный ресурс] // http://abet.org/uploadedFiles/ Accreditation/Accreditation_Step_by_Step/Accreditation_ Documents/Current/2013_-_2014/eac-criteria-2013-2014.pdf.
  18. China Engineering Education Accreditation Association (CEEAA), Accreditation Criteria: General Criteria. Available [Электронный ресурс] // http://ceeaa.org. cn/criteriaG_en.html.
  19. JABEE Common Criteria for Accreditation of Professional Education Programs. Tokyo, 2012. 7 p.
  20. Критерии и процедура аккредитации образовательных программ. Российская Ассоциация инженерного образования в России (АИОР АЦ). 2008 [Электронный ресурс] // http://ac-raee.ru.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Старшинова Т.А., Ларионова О.А., Сайфуллин Р.С., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».