Формирование адаптационной компетентности у студентов специальностей сервиса и туризма

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается процесс подготовки студентов укрупненной группы специальностей сервиса и туризма в ГБПОУ СО «Поволжский государственный колледж». С внедрением в образовательный процесс стандартов Ворлдскиллс качественно изменился процесс подготовки студентов. На первый план выходят общие компетенции, которые можно объединить общим названием – адаптационная компетентность. Именно способность быстро адаптироваться к изменениям окружающего мира позволяет студентам добиваться наивысших результатов в своей профессии, это же и подтверждают конкурсы профессионального мастерства различных уровней. Статья посвящена анализу условий, позволивших создать в ГБПОУ СО «Поволжский государственный колледж» образовательную траекторию для возможности формирования адаптационной компетентности у студентов. В статье рассмотрены методы и подходы, используемые при подготовке студентов к конкурсам профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс. Рассмотрены основные элементы адаптационной компетентности и способы их формирования. Описаны положительные и отрицательные показатели, полученные при формировании этой компетенции, влияние на социальную адаптацию студентов в обществе. Полученный опыт подготовки может быть использован в образовательном процессе по другим гуманитарным специальностям и легко масштабирован на другие образовательные учреждения.

Об авторах

Владимир Анатольевич Гусев

Поволжский государственный колледж

Email: director@pgk63.ru

доктор педагогических наук, директор

Россия, Самара

Владимир Александрович Зацепин

Поволжский государственный колледж

Email: zatcepin@pgk63.ru

кандидат педагогических наук, заместитель директора по производственному обучению и внешним связям

Россия, Самара

Марина Юрьевна Зацепина

Поволжский государственный колледж

Email: marinka.za@mail.ru

заведующий отделением управления бизнесом и сервисом

Россия, Самара

Валентина Николаевна Лисачкина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: galimova.e@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 / пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. 318 с.
  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 1. Казань: Изд-во КГУ, 1996. 568 с.
  3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 2. Казань: Изд-во КГУ, 1998. 312 с.
  4. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. http://eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
  5. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
  6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ИПО Министерства образования России, 1995. 336 с.
  7. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. № 10. С. 9-14.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск. № 5976 (303). 31.12.2012.
  9. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2003. № 5 (23). С. 79-90.
  10. Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования - образование в мире. 2005. № 4. С. 41-43.
  11. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
  12. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста / под ред. Н.Ф. Талызиной. Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1987. 173 с.
  13. Концептуальные основы разработки Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения. М.: Редакционно-издательский отдел Федерального института развития образования, 2008.
  14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  15. Малкова И.Ю. Проектирование в образовании: гипотеза о содержании проектной компетентности // Вестник Томского государственного ун-та. 2005. № 286. С. 164-167.
  16. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», Просвещение, 1996. 190 с.
  17. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Воронеж. ун-т, 1977. 304 с.
  18. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 394 с.
  19. Руднева Т.И. Педагогика профессионализма: учеб. пособие. 2. изд., испр. и доп. Самара: Сам. ун-т, 2002. 218 с.
  20. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. 132 с.
  21. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
  22. Яблонский В.И. Компетентностная модель специалиста // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2012. № 1 (17). С. 215-220.
  23. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics / ed. by J.B. Pride and J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972. P. 269-293.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Структура компонент адаптационной компетентности студентов

Скачать (11KB)
3. Рисунок 2 – Модель формирования адаптационной компетентности у студентов укрупненной группы специальностей сервиса и туризма

Скачать (66KB)

© Гусев В.А., Зацепин В.А., Зацепина М.Ю., Лисачкина В.Н., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».