О готовности студентов технического вуза к формированию эколого-ориентированных ценностей
- Авторы: Холопов Ю.А.1, Слугина А.Н.1, Стиханова С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: Том 6, № 2 (2017)
- Страницы: 265-269
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/21846
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201762315
- ID: 21846
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой готовности студентов технического вуза к формированию основ экологической культуры. Подчеркнуто, что проблемы современного общества обусловлены длительным доминированием антропоцентрического отношения к природе. Увеличение антропогенной нагрузки часто основано на искусственном подогреве потребительского спроса. Показано, что формирование эколого-ориентированных ценностей невозможно только через образовательный процесс. Приведены данные социологического опроса 183 студентов Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) (133 юноши и 50 девушек) в возрасте от 17 до 22 лет, еще не изучавших экологию. Влияние студентов на окружающую среду оценено по методике «экологического следа», предложенной Уильямом Ризом в 1992 году: по уровню потребления и образу жизни лишь 16% девушек и 20% юношей вписываются в одну «условную планету». Отмечено, что ключевым моментом в формировании экологической культуры является выбор источников информации. Выявлены следующие закономерности обращения молодежной аудитории с информацией: студенты предпочитают в качестве источников информации телевидение и интернет-СМИ, но доверяют больше учебникам (84% девушек и 70% юношей); в современных СМИ экологическая информация представлена в минимальных объемах, что показывает потенциал развития данного механизма формирования экологической культуры. Девушек интересуют экологическая безопасность продуктов питания, жилья; решение вопросов экологии на уровне учебного заведения; экологические проблемы и их решения в регионе проживания. Юноши определили приоритетными следующие темы: деятельность общественных экологических организаций и движений; научные достижения в области экологии; глобальные экологические проблемы. Только 50% опрошенных девушек и 37% юношей считают себя экологически образованными.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Юрий Александрович Холопов
Самарский государственный университет путей сообщения
Автор, ответственный за переписку.
Email: kholopov@bk.ru
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры строительства
РоссияАнастасия Николаевна Слугина
Самарский государственный университет путей сообщения
Email: example@snv63.ru
студент факультета строительства железных дорог и информационных технологий
РоссияСветлана Алексеевна Стиханова
Самарский государственный университет путей сообщения
Email: happy12757@mail.ru
студент факультета строительства железных дорог и информационных технологий
РоссияСписок литературы
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // http://ivo.garant.ru/#/document/12125350/ paragraph/186816:0.
- Указ Президента РФ от 5 января 2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru/ 71296604/#ixzz4eSFxPN3b.
- Шварц С.С. Проблемы экологии человека // Вопросы философии. 1974. № 9. 102-110.
- Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. М.: МНЭПУ, 1993. 243 с.
- Слугина А.Н., Стиханова С.А., Холопов Ю.А. «Экологическая информация» и «экологический след» в понимании студентов-железнодорожников // Сборник науч. тр. молодых ученых, аспирантов, студентов и преподавателей по результатам проведения Седьмого молодежного экол. Конгресса «Северная Пальмира», 22-24 ноября 2016 г., Санкт-Петербург. CПб.: НИЦЭБ РАН, 2016. С. 278-281.
- Розенберг Г.С., Кудинова Г.Э., Васильев А.В. и др. Социальная ответственность в интересах устойчивого развития // Экология и промышленность России. 2012. № 6. С. 32-37.
- Макарова Е.А. Экологическая компетентность студентов через сотрудничество // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-2. С. 317-321.
- Киприянова М.А. Экологическая культура личности студента // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2015. Т. 1. С. 72-76.
- Анфилофьев Б.А., Шиманчик И.П., Холопов Ю.А. О некоторых аспектах организации экологической подготовки специалистов транспортной отрасли // ELPIT 2011. Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов: сб. тр. III междунар. экол. конгресса (V междунар. науч.-техн. конф.) / науч. ред. А.В. Васильев. 2011. С. 20-23.
- Попов Ю.М., Сазонова Н.Н. Основные принципы системного анализа экологических процессов // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: мат-лы 5-й междунар. науч.-практ. конф., посв. 110-летию со дня рождения профессора Л.В. Воржевой и 125-летию со дня рождения кандидата педагогических наук, доцента Г.Г. Штехера. 2016. С. 263-267.
- Аксенова О., Лунева Л., Халий И. Место под солнцем. Практическое пособие для экологических некоммерческих организаций. М.: ЕЭС (ТАСИС), 1998. 175 с.
- Слугина А.Н., Стиханова С.А., Холопов Ю.А. Роль СМИ в формировании экологических представлений студентов железнодорожного вуза // Наука и образование транспорту. 2016. № 2. С. 144-148.
- Колесова Е.В. Современные технологии экологического просвещения: некоторые подходы // Хартия Земли - практический инструмент решения фундаментальных проблем устойчивого развития: cб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф., посв. 15-летию реализации принципов Хартии Земли в Республике Татарстан. 2016. С. 454-456.
- Ниязова А.А. Формирование экологической культуры студента как составляющая профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-3. С. 630-634.
- Ахмедов М.А. Модель формирования экологической культуры студента // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 3 (20). С. 94-99.
- Прочуханова Ю.В., Рябова В.В., Санжапова И.Р. и др. Молодежный социальный проект «Экологический экспресс» // Наука и образование транспорту. 2013. Т. 1, № 1. С. 264-266.
- Добина К.С., Сальникова А.М., Холопов Ю.А. Молодежный социальный проект «Селективный сбор отходов в СамГУПС» // Наука и образование транспорту. 2016. № 2. С. 119-122.
- Айгубов Л.С., Хаджиалиев К.И. Волонтерская деятельность как средство формирования социально-экологической культуры студента // Юг России: экология, развитие. 2016. Т. 11, № 4 (41). С. 175-182.
- Насибов Р.Э., Мехоношин С.А., Холопов Ю.А. Экологическое образование в СамГУПС: Знаем, умеем, действуем! // Экологические, экономические, социальные и правовые аспекты устойчивого развития: тез. докладов междунар. студенческой науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 52-54.
- Степанова Е.С. Особенности использования практико-ориентированного подхода в вузе // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение: сборник статей V международной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения завкафедрой химии, декана естественно-географического факультета Г.М. Мазанко. 2015. С. 104-108.
- Казанцев И.В., Молчатский С.Л. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор личностного самоопределения // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С. 76-81.
- Холопов Ю.А. Роль вводного занятия при изучении курса экологии // Повышение качества подготовки специалистов для железнодорожного транспорта: мат-лы межвуз. науч.-метод. конф. 2000. С. 42-44.
- Холопов Ю.А. Экологическая составляющая подготовки специалистов как залог прогрессивного и устойчивого развития общества // Окружающая среда для нас и будущих поколений: тр. XII междунар. конф. 2007. С. 162-163.
Дополнительные файлы
