О готовности студентов технического вуза к формированию эколого-ориентированных ценностей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой готовности студентов технического вуза к формированию основ экологической культуры. Подчеркнуто, что проблемы современного общества обусловлены длительным доминированием антропоцентрического отношения к природе. Увеличение антропогенной нагрузки часто основано на искусственном подогреве потребительского спроса. Показано, что формирование эколого-ориентированных ценностей невозможно только через образовательный процесс. Приведены данные социологического опроса 183 студентов Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) (133 юноши и 50 девушек) в возрасте от 17 до 22 лет, еще не изучавших экологию. Влияние студентов на окружающую среду оценено по методике «экологического следа», предложенной Уильямом Ризом в 1992 году: по уровню потребления и образу жизни лишь 16% девушек и 20% юношей вписываются в одну «условную планету». Отмечено, что ключевым моментом в формировании экологической культуры является выбор источников информации. Выявлены следующие закономерности обращения молодежной аудитории с информацией: студенты предпочитают в качестве источников информации телевидение и интернет-СМИ, но доверяют больше учебникам (84% девушек и 70% юношей); в современных СМИ экологическая информация представлена в минимальных объемах, что показывает потенциал развития данного механизма формирования экологической культуры. Девушек интересуют экологическая безопасность продуктов питания, жилья; решение вопросов экологии на уровне учебного заведения; экологические проблемы и их решения в регионе проживания. Юноши определили приоритетными следующие темы: деятельность общественных экологических организаций и движений; научные достижения в области экологии; глобальные экологические проблемы. Только 50% опрошенных девушек и 37% юношей считают себя экологически образованными.

Об авторах

Юрий Александрович Холопов

Самарский государственный университет путей сообщения

Автор, ответственный за переписку.
Email: kholopov@bk.ru

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры строительства

Россия

Анастасия Николаевна Слугина

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: example@snv63.ru

студент факультета строительства железных дорог и информационных технологий

Россия

Светлана Алексеевна Стиханова

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: happy12757@mail.ru

студент факультета строительства железных дорог и информационных технологий

Россия

Список литературы

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // http://ivo.garant.ru/#/document/12125350/ paragraph/186816:0.
  2. Указ Президента РФ от 5 января 2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru/ 71296604/#ixzz4eSFxPN3b.
  3. Шварц С.С. Проблемы экологии человека // Вопросы философии. 1974. № 9. 102-110.
  4. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. М.: МНЭПУ, 1993. 243 с.
  5. Слугина А.Н., Стиханова С.А., Холопов Ю.А. «Экологическая информация» и «экологический след» в понимании студентов-железнодорожников // Сборник науч. тр. молодых ученых, аспирантов, студентов и преподавателей по результатам проведения Седьмого молодежного экол. Конгресса «Северная Пальмира», 22-24 ноября 2016 г., Санкт-Петербург. CПб.: НИЦЭБ РАН, 2016. С. 278-281.
  6. Розенберг Г.С., Кудинова Г.Э., Васильев А.В. и др. Социальная ответственность в интересах устойчивого развития // Экология и промышленность России. 2012. № 6. С. 32-37.
  7. Макарова Е.А. Экологическая компетентность студентов через сотрудничество // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-2. С. 317-321.
  8. Киприянова М.А. Экологическая культура личности студента // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2015. Т. 1. С. 72-76.
  9. Анфилофьев Б.А., Шиманчик И.П., Холопов Ю.А. О некоторых аспектах организации экологической подготовки специалистов транспортной отрасли // ELPIT 2011. Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов: сб. тр. III междунар. экол. конгресса (V междунар. науч.-техн. конф.) / науч. ред. А.В. Васильев. 2011. С. 20-23.
  10. Попов Ю.М., Сазонова Н.Н. Основные принципы системного анализа экологических процессов // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: мат-лы 5-й междунар. науч.-практ. конф., посв. 110-летию со дня рождения профессора Л.В. Воржевой и 125-летию со дня рождения кандидата педагогических наук, доцента Г.Г. Штехера. 2016. С. 263-267.
  11. Аксенова О., Лунева Л., Халий И. Место под солнцем. Практическое пособие для экологических некоммерческих организаций. М.: ЕЭС (ТАСИС), 1998. 175 с.
  12. Слугина А.Н., Стиханова С.А., Холопов Ю.А. Роль СМИ в формировании экологических представлений студентов железнодорожного вуза // Наука и образование транспорту. 2016. № 2. С. 144-148.
  13. Колесова Е.В. Современные технологии экологического просвещения: некоторые подходы // Хартия Земли - практический инструмент решения фундаментальных проблем устойчивого развития: cб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф., посв. 15-летию реализации принципов Хартии Земли в Республике Татарстан. 2016. С. 454-456.
  14. Ниязова А.А. Формирование экологической культуры студента как составляющая профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-3. С. 630-634.
  15. Ахмедов М.А. Модель формирования экологической культуры студента // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 3 (20). С. 94-99.
  16. Прочуханова Ю.В., Рябова В.В., Санжапова И.Р. и др. Молодежный социальный проект «Экологический экспресс» // Наука и образование транспорту. 2013. Т. 1, № 1. С. 264-266.
  17. Добина К.С., Сальникова А.М., Холопов Ю.А. Молодежный социальный проект «Селективный сбор отходов в СамГУПС» // Наука и образование транспорту. 2016. № 2. С. 119-122.
  18. Айгубов Л.С., Хаджиалиев К.И. Волонтерская деятельность как средство формирования социально-экологической культуры студента // Юг России: экология, развитие. 2016. Т. 11, № 4 (41). С. 175-182.
  19. Насибов Р.Э., Мехоношин С.А., Холопов Ю.А. Экологическое образование в СамГУПС: Знаем, умеем, действуем! // Экологические, экономические, социальные и правовые аспекты устойчивого развития: тез. докладов междунар. студенческой науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 52-54.
  20. Степанова Е.С. Особенности использования практико-ориентированного подхода в вузе // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение: сборник статей V международной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения завкафедрой химии, декана естественно-географического факультета Г.М. Мазанко. 2015. С. 104-108.
  21. Казанцев И.В., Молчатский С.Л. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор личностного самоопределения // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С. 76-81.
  22. Холопов Ю.А. Роль вводного занятия при изучении курса экологии // Повышение качества подготовки специалистов для железнодорожного транспорта: мат-лы межвуз. науч.-метод. конф. 2000. С. 42-44.
  23. Холопов Ю.А. Экологическая составляющая подготовки специалистов как залог прогрессивного и устойчивого развития общества // Окружающая среда для нас и будущих поколений: тр. XII междунар. конф. 2007. С. 162-163.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Холопов Ю.А., Слугина А.Н., Стиханова С.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».