Междисциплинарная интеграция как метод обеспечения высокой интенсивности обучения одаренных обучающихся
- Авторы: Тимощук Н.А.1, Михелькевич В.Н.1, Рябинова Е.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 6, № 2 (2017)
- Страницы: 252-258
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/21843
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201762313
- ID: 21843
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье показано, что наряду с акцентированием значимости приоритета привлечения творчески одаренной молодежи к научно-исследовательской деятельности в направлениях работы государственных и губернских структур Самарской области, в региональной Единой системе мер по выявлению и развитию данной категории обучающихся в сфере науки, техники, технологий и инновационного развития пока не отражено такое направление поддержки и развития одаренных детей и молодежи, как их продвинутое и ускоренное обучение, успешный педагогический опыт которого имеется в Самарском государственном техническом университете. На основе этого опыта анализируются возможности продвинутого и ускоренного обучения и доказывается, что оно является одним из эффективных способов поддержки и развития одаренной молодежи. На основе имеющегося теоретического и практического опыта отмечается, что технические университеты с их многоуровневыми структурами высшего профессионального образования могут стать весьма действенным интеллектуальным ядром интегрированных систем непрерывного образования, включая в свои организационно-методические структуры различные образовательные учреждения довузовского и дополнительного послевузовского обучения. Описывается опыт создания и функционирования интегрированной образовательной системы непрерывного и дифференцированного (по способностям) образования «Школа - вуз» в гомогенных группах. Показано, что обучение одаренных обучающихся в группах с равными умственными способностями благоприятно влияет на их самооценку и им в такой ситуации приходится учиться с полной отдачей сил, ощущая постоянную стимуляцию со стороны одноклассников. В качестве примера приводятся характеристики потенциала академического колледжа как ассоциированного образовательного учреждения нового типа, функционирующего на основе организационно-методического объединения университета и школы и одновременно являющегося структурным подразделением обоих учредителей. Отмечено, что рассмотренные модели структур интегрированных образовательных систем обладают различной степенью интенсивности обучения, в связи с чем нормирование среднестатистической загрузки обучающихся в академическом колледже приобретает особую значимость и актуальность. Исходя из общепринятой предельно допустимой недельной учебной загрузки молодого человека, обусловленной его психофизиологическими возможностями, социальными условиями и культурными потребностями, описывается методика ее гибкого нормирования, эффективность которого подтверждена многолетним мониторингом выпускников академического колледжа, ставших впоследствии успешными учеными, изобретателями, специалистами.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Нина Александровна Тимощук
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: 7.60@list.ru
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики
РоссияВалентин Николаевич Михелькевич
Самарский государственный технический университет
Email: j918@yandex.ru
доктор технических наук, профессор кафедры психологии и педагогики
РоссияЕлена Николаевна Рябинова
Самарский государственный технический университет
Email: eryabinova@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и прикладной информатики
РоссияСписок литературы
- Овчинников Д.Е., Загребова Л.Е., Бальзанников М.И., Пиявский С.А., Акопов Г.А., Смирнов С.В., Шаталов Р.Б., Глушков А.А. Концепция развития творческого потенциала Самарской области // Проблемы управления и развития Самарской области: тр. науч.-практ. конф. Самара: АНО «Совет по вопросам управления и развития Самарской области», ООО «ОФОРТ», 2016. С. 36-44.
- Проблемы управления и развития Самарской области: тр. науч.-практ. конф. (20-25 сентября 2016 г. Самара) / под общ. ред. В.А. Виттиха. Самара: АНО «Совет по вопросам управления и развития Самарской области», ООО «ОФОРТ», 2016. 120 с.
- Тимощук Н.А., Михелькевич В.Н., Рябинова Е.Н. Обучение одаренной молодежи в интегрированной образовательной системе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: сб. мат-лов ХI междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы психологии и педагогики». В 2 кн. М.: Изд-во «Перо»; Вольск: Тип. ВВИМО, 2017. Кн. 2. С. 89-94.
- Михелькевич В.Н., Рябинова Е.Н. Концепция и организационно-методические основы интегрированной образовательной системы «технический лицей - младший колледж технического вуза». Отчёт из 2 частей. Самара: СамПИ, 1992. Ч. 1. 41 с.; Ч. 2. 31 с.
- Михелькевич В.Н., Третьяков В.С., Беднова Л.Н. Интегрированная образовательная система «технический лицей - младший колледж» для одаренных детей // Компетентность и ответственность: тез. докладов III Европейской конф. Мюнхен, 1992. С. 101.
- Беднова Л.Н., Михелькевич В.Н., Рябинова Е.Н. Концепция и опыт интегрированной образовательной системы «технический лицей - младший колледж технического вуза» // Тез. докл. науч.-практ. конф. Пермь: ППИ, 1992. С. 84-85.
- Евдокимов М.А., Рябинова Е.Н. Опыт работы академического колледжа // Актуальные проблемы университетского технического образования: тез. докл. науч.-метод. конф. 27 января 1999 г. Самара: СамГТУ, 1999. С. 210.
- Мегедь В.М., Михелькевич В.Н., Рябинова Е.Н. Академический колледж - образовательная система для целевой подготовки специалистов // Целевая индивидуальная подготовка специалистов в условиях рыночной экономики. СПб., 1992. С. 84-85.
- Михелькевич В.Н., Рябинова Е.Н., Петрованова Л.М. Психологическое сопровождение продвинутого и ускоренного обучения одаренных учащихся // Психологическая поддержка в развитии творческой одаренной личности. Челябинск: ЧГТУ, 1993. С. 15-16.
- Рябинова Е.Н. Интегрированные образовательные системы «средняя школа - вуз» // Двухступенчатое образование и самофинансирование вузов. Балтик Легис интернешнл. Латвия, Юрмала, 1992. С. 53-54.
- Положение об областном академическом колледже Самарского государственного технического университета / разработчики: В.Н. Михелькевич, Е.Н. Рябинова, В.М. Мегедь. Самара: Управление образования администрации Самарской области, 1992. 9 с.
- Цейкович К.Н. Система образования в Великобритании. Проблемы зарубежной высшей школы: обзорн. инф. НИИ ВШ. Вып. 2, 1989. 64 с.
- Сергеева Н.И. Обучение одарённых детей в школах Великобритании // Советская педагогика. 1990. № 6. С. 137-144.
- Ворожейкина О.Л. Система образования в ФРГ. Проблемы зарубежной высшей школы: обзорн. инф. НИИ ВШ. Вып. 1, 1991. 132 с.
- Галаган А.И. Система образования в Японии. Проблемы зарубежной высшей школы: обзорн. инф. НИИ ВШ. Вып. 1, 1989. 60 с.
- Малькова З.А. Современная высшая школа США. М.: Педагогика, 1971. 368 с.
- Тартарашвили Т.А. Система подготовки интеллектуальной элиты в США / Под науч. ред. Ю.А. Клехо. М., 1988. 68 с.
- Одаренные дети: Пер. с англ. / общ. ред. Б.М. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.: Прогресс,1991. 376 с.
- Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренных учащихся: учебное пособие. М.: Российское педагогическое агенство,1998. 210 с.
- Экземплярский В.М. Проблемы школ для одаренных. М.-Л., 1927. 82 с.
- Рабочая концепция одаренности / науч. ред. В.Д. Шадриков. М.: Магистр, 1998. 68 с.
- Возможные миры или создание практики творческого мышления: пособие для преподавателей / В.С. Бонмов, А.В. Лаптева, С.В. Ермаков и др. М.: Интерпракс, 1994. 128 с.
- Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. Самара: Президентская программа «Дети России», 2000. 41 с.
Дополнительные файлы
