Pedagogical reflection development in the course of prospective elementary school teachers’ training for professional activity

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper deals with features of pedagogical reflection development of prospective elementary school teachers during their training at a higher education institution. The authors analyze modern requirements to personal and professional qualities of a teacher, his or her social value and worthiness caused by radical modernization and cardinal transformations of Russian system of pedagogical education. The authors show that at a high school it is important for students to change position from a consumer of information to a creator of knowledge, to develop personal features, to understand the results of his or her pedagogical activity. The paper contains advantages of such an approach of ensuring systemacy of higher pedagogical education updates. Professional activity of each teacher has to be adapted to these changes. Each teacher has to understand the environment surrounding him; s/he has to be ready for continuous self-education to increase the efficiency of the daily practical activities. In this regard the authors suppose that reflection is a necessary and a major component of pedagogical activity structure. Reflection is supposed to be teacher’s personal analysis of his or her activity. The authors of the paper think that pedagogical activity has a reflexive character as a teacher who organizes pupils’ activity is obliged to correct his or her actions from a pupil’s position, it is obligatory to take their views into account, to see their inner world and their emotional state. On the basis of the given arguments the authors come to the conclusion that a teacher’s significant professional quality is his or her ability to reflect.

About the authors

Svetlana Aleksandrovna Sevenyuk

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: sevenyuk@pgsga.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of Psychology and Social Pedagogy Department

Russian Federation

Natalya Petrovna Shamina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: natashamina@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Psychology and Social Pedagogy Department

Russian Federation

References

  1. Ахраменко Е.В. Рефлексия современного учителя // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 912-914.
  2. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 42-49.
  3. Слободчиков В.И. Индивидуальное сознание и рефлексия // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск. 1984. С. 118-121.
  4. Яковлева Л.В. Педагогическая рефлексия как показатель профессиональной культуры учителя // Формирование профессиональной личности учителя / под ред. Е.И. Рогова. Пятигорск, 1992. С. 178-180.
  5. Шустова И.Ю. Рефлексия в инновационной практике школы: монография. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2015. 152 с.
  6. Дмитриева Н.Л. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы: на материале образовательной области «Математика»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород. 2004. 22 с.
  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 176 с.
  8. Огурцов А.П. Рефлексия в науке и обучении // Вопросы философии. 1986. № 2. С. 160-163.
  9. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1991. Гл. 1.
  10. Аниськин В.Н. Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза: проблема разграничения понятий // Известия СНЦ РАН. 2010. Т. 12, № 3 (3) (35). С. 558-563.
  11. Шамина Н.П. Формирование управленческой компетентности будущего педагога начальной школы: дис. … канд. пед. наук. Самара. 2013. С. 27-29.
  12. Богин В. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория - практике / под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М., 1994. С. 153-175.
  13. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35-42.
  14. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-57.
  15. Кушеверская Ю.В. Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа: автореф. дис. … канд. пед. наук. Петрозаводск. 2007. 21 с.
  16. Давыдов В.В., Зак А.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. 213 с.
  17. Щербакова Т.Н. Профессиональный рост учителя: формирование механизмов субъективного контроля. Ростов-на-Дону. 1994. 80 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Sevenyuk S.A., Shamina N.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».