Философствование как педагогическая технология: европейский и российский опыт

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье доказывается, что философствование является одной из наиболее эффективных педагогических технологий развития личности и общества, актуализирующей возможность и способность к порождению нового знания о мире и человеке, которое, в свою очередь, во многом определяет человекосообразность интеллектуальных и реальных социальных коммуникаций, в том числе и образовательных. Показано, что знание приносит ощутимую пользу тогда, когда оно становится предметом и частью публичной интеллектуальной коммуникации, в том числе философии, педагогики и социальных практик. Представлена авторская интерпретация истории философствования в топосах интеллектуальных дискуссий: город - монастырь - город - университет, обобщен сравнительный анализ принципов философствования западных и российских философских школ. Выявлена специфика философствования в российском интеллектуальном пространстве, в том числе - образовательном, вытеснение философствования из школы и университета в свободные творческие сообщества - кружок либо салон. Описаны различия в педагогической направленности европейских и российских философских школ и традиций, когда в европейском опыте в качестве «обучающихся» выступали «верхи», а в российском - философствование как педагогическая технология в XIX - начале XX в. было ориентировано на «низы», но в любом случае оно всегда являлось практико-ориентированным. Делается предположение о том, что в обоих случаях ограничение учебной аудитории излишне, что особенно очевидно в современных условиях доступности образования, из которого довольно часто свободное философствование выхолащивается.

Об авторах

Екатерина Валерьевна Бакшутова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bakshutka@gmail.com

доктор философских наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Россия

Список литературы

  1. Ясперс К.Т. Введение в философию. Мн.: Пропилеи, 2000. 191 с.
  2. Willingham Д. Critical Thinking Why Is It So Hard to Teach? // American Federation of Teachers, 2007, Sammer. P. 8-19.
  3. Тульчинский Г.Л. Философствование как самодеятельность, или Персонологическая природа философии // Феномен самодеятельного философствования. СПб.: РФО-СПб ФК, 2005. С. 99-103.
  4. Балашов Л. Что такое философия? [Электронный ресурс] // Ноосфера гармоничного развития // http://ikondrashin.narod.ru/rus/intros/levb/whphil.htm.
  5. Эпштейн М.Н. Filosofia / Л.Г. Тульчинский, М.Н. Эпштейн и др. // Проективный философский словарь. СПб.: Международная кафедра (ЮНЕСКО) по философии и этике СПбНЦ РАН, 2002. 297 с.
  6. Азаренко С.А. Топологии сообщества. Казань: Познание, 2014. 228 с.
  7. Рассел Б. История Западной философии: в 2 т. Т. 1. М.: МИФ, 1993. 509 с.
  8. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. Пермь: Изд-во «Пермский государственный университет», 2000. 482 с.
  9. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: ЧеРо, 1998. 192 с.
  10. Шкуратов В.А. Интеллигенция в проекте современности // Логос, 2005. № 6. С. 243-252.
  11. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье (от Библейского послания до Макиавелли) [Электронный ресурс] // Библиотека «Полка букиниста»: Значимые книги отечественных и зарубежных авторов / Д. Реале, Д. Антисери. - http://society.polbu.ru/reale_westphilomiddle/ ch28_i.html.
  12. Шкуратов В.А. Фазы парадигмы (эскиз психолого-исторической эпистемологии). Ч. 1 // Российский психологический журнал. 2006. Т. 3, № 2. С. 61-80.
  13. Агапов М.Г., Корандей Ф.С. Университетские интеллектуальные сообщества: интерактивные ритуалы и модели сборки // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 4 (23). С. 133-141.
  14. Шнайдер У.И. Преподавание философии в немецких университетах в XIX веке // Логос. 2004. № 3-4 (43). С. 61-90.
  15. Collins R. Interaction Ritual Chains // Princeton & Oxford: Princeton Univ. Press, 2004. 464 p.
  16. Нехаев А. Академический феодализм, университетская революция и фигура философа // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378. С. 82-89.
  17. Красиков В.И. Университетская философия в России XIX века: особенности и модель эволюции // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 2009. № 3 (7). С. 25-33.
  18. Липман У. Публичная философия. М.: Идея-Пресс, 2004. 160 с.
  19. Рорти Р. Демократия и философия // Неприкосновенный запас. 2007. № 6 (56). С. 6-17.
  20. Марсель Г. Ответственность философа в современном мире // Путь в философию. Антология. М., 2001. С. 254-267.
  21. Эпштейн М.Н. От знания - к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 480 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бакшутова Е.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».