Проектирование научно-исследовательской работы магистрантов как фактор профессионализации подготовки педагогов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается идея о том, что ядром профессионализации подготовки педагога выступает научно-исследовательская работа магистрантов. Авторы, анализируя свой опыт прогностического модельного представления научно-исследовательской работы магистрантов, характеризуя концептуальный уровень проектирования, описывают модель, обосновывают подходы к пониманию места и содержания научно-исследовательской работы магистрантов. В методологическом плане такими подходами выступают деятельностный и исследовательский, а принципами их реализации – принцип практико-ориентированной направленности образовательного процесса, принцип деятельностно-творческого содержания образования, принцип персонализации образовательного процесса. В статье освещен опыт реализации педагогических условий организации научно-исследовательской работы магистрантов (встраивание научно-исследовательской работы в изучение теоретических курсов и практик программ магистратуры; представление ее как средство анализа и коррекции личного педагогического опыта и профессиональных действий магистранта; использование личного опыта педагогической деятельности магистрантов в качестве опоры в процессе изучения теоретических курсов; реализация связи теоретических курсов, практик, работы над магистерской диссертацией). В статье выделены особенности технологии организации научно-исследовательской работы магистрантов. Среди них: поиск передового педагогического опыта; организация учебного исследования; построение образовательных программ педагогической практики и теоретических курсов на основе решения учебно-исследовательских проблем и реализации проектов; связь содержания учебного исследования и научно-исследовательской практики с темой магистерской диссертации; обучение моделированию как методу познания и преобразования педагогической действительности и др.

Об авторах

Антонина Ивановна Смоляр

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: smolyar@pgsga.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования

Россия, Самара

Светлана Геннадьевна Зоголь

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zogol@pgsga.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования

Россия, Самара

Список литературы

  1. Смоляр А.И. Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития. Самара: ПГСГА, 2013. 356 с.
  2. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. № 19. С. 105-126.
  3. Артамонова Е.И. Инновационная компетентность в становлении профессионализма будущего учителя // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: мат-лы междунар. науч. конф. М., 2014. С. 3-12.
  4. Вьюнова Н.И., Кунаковская Л.А. От мифов и рисков - к профессионализму преподавателя высшей школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 49-54.
  5. Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм в контексте модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2015. № 2. С. 22-25.
  6. Зоголь С.Г. Формирование персональной компетентности будущего учителя: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2013. 218 с.
  7. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н // Российская газета. № 6261 (285). 18.12.2013.
  8. Исаев И.Ф., Исаева Н.И., Маматова С.И. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор профессионального развития и саморазвития // Педагогическое образование: вызовы XXI века: мат-лы VIII междунар. науч.-практ. конф., посв. памяти академика РАО В.А. Сластенина: в 2 ч. Рязань: Издательство «Концепция». 2017. Ч. 1. С. 151-156.
  9. Кроханова С.И. Научно-исследовательская деятельность магистранта как фактор формирования педагогической культуры будущего преподавателя высшей школы // Глобальный научный потенциал. 2015. № 3 (48). С. 23-26.
  10. Миронова М.И. Научно-методологический семинар как форма организации научно-исследовательской работы магистрантов и формирования профессиональных компетенций // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014. № 2. С. 63-67.
  11. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. М.: ПСТГУ, 2014. С. 388-397.
  12. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2006. С. 105-118.
  13. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. С. 240-316.
  14. Дистерверг А. Руководство к образованию немецких учителей // Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 136-203.
  15. Сластенин В.А. К вопросу о профессионализме учителя общеобразовательной школы // Советская педагогика. 1973. № 5. С. 72-80.
  16. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург, 1996. 344 с.
  17. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
  18. Сластенин В.А. Субъектно-деятельностное содержание профессионально-личностного развития учителя // Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. М.: МАНПО, 2011. С. 3-18.
  19. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. № 1. М., 1995. 101 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Смоляр А.И., Зоголь С.Г., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».