Проектирование научно-исследовательской работы магистрантов как фактор профессионализации подготовки педагогов
- Авторы: Смоляр А.И.1, Зоголь С.Г.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 7, № 2 (2018)
- Страницы: 262-266
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/21785
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201872310
- ID: 21785
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обосновывается идея о том, что ядром профессионализации подготовки педагога выступает научно-исследовательская работа магистрантов. Авторы, анализируя свой опыт прогностического модельного представления научно-исследовательской работы магистрантов, характеризуя концептуальный уровень проектирования, описывают модель, обосновывают подходы к пониманию места и содержания научно-исследовательской работы магистрантов. В методологическом плане такими подходами выступают деятельностный и исследовательский, а принципами их реализации – принцип практико-ориентированной направленности образовательного процесса, принцип деятельностно-творческого содержания образования, принцип персонализации образовательного процесса. В статье освещен опыт реализации педагогических условий организации научно-исследовательской работы магистрантов (встраивание научно-исследовательской работы в изучение теоретических курсов и практик программ магистратуры; представление ее как средство анализа и коррекции личного педагогического опыта и профессиональных действий магистранта; использование личного опыта педагогической деятельности магистрантов в качестве опоры в процессе изучения теоретических курсов; реализация связи теоретических курсов, практик, работы над магистерской диссертацией). В статье выделены особенности технологии организации научно-исследовательской работы магистрантов. Среди них: поиск передового педагогического опыта; организация учебного исследования; построение образовательных программ педагогической практики и теоретических курсов на основе решения учебно-исследовательских проблем и реализации проектов; связь содержания учебного исследования и научно-исследовательской практики с темой магистерской диссертации; обучение моделированию как методу познания и преобразования педагогической действительности и др.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Антонина Ивановна Смоляр
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: smolyar@pgsga.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования
Россия, СамараСветлана Геннадьевна Зоголь
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zogol@pgsga.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования
Россия, СамараСписок литературы
- Смоляр А.И. Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития. Самара: ПГСГА, 2013. 356 с.
- Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. № 19. С. 105-126.
- Артамонова Е.И. Инновационная компетентность в становлении профессионализма будущего учителя // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: мат-лы междунар. науч. конф. М., 2014. С. 3-12.
- Вьюнова Н.И., Кунаковская Л.А. От мифов и рисков - к профессионализму преподавателя высшей школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 49-54.
- Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм в контексте модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2015. № 2. С. 22-25.
- Зоголь С.Г. Формирование персональной компетентности будущего учителя: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2013. 218 с.
- Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н // Российская газета. № 6261 (285). 18.12.2013.
- Исаев И.Ф., Исаева Н.И., Маматова С.И. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор профессионального развития и саморазвития // Педагогическое образование: вызовы XXI века: мат-лы VIII междунар. науч.-практ. конф., посв. памяти академика РАО В.А. Сластенина: в 2 ч. Рязань: Издательство «Концепция». 2017. Ч. 1. С. 151-156.
- Кроханова С.И. Научно-исследовательская деятельность магистранта как фактор формирования педагогической культуры будущего преподавателя высшей школы // Глобальный научный потенциал. 2015. № 3 (48). С. 23-26.
- Миронова М.И. Научно-методологический семинар как форма организации научно-исследовательской работы магистрантов и формирования профессиональных компетенций // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014. № 2. С. 63-67.
- Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. М.: ПСТГУ, 2014. С. 388-397.
- Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2006. С. 105-118.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. С. 240-316.
- Дистерверг А. Руководство к образованию немецких учителей // Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 136-203.
- Сластенин В.А. К вопросу о профессионализме учителя общеобразовательной школы // Советская педагогика. 1973. № 5. С. 72-80.
- Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург, 1996. 344 с.
- Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
- Сластенин В.А. Субъектно-деятельностное содержание профессионально-личностного развития учителя // Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. М.: МАНПО, 2011. С. 3-18.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. № 1. М., 1995. 101 с.
Дополнительные файлы
