Теоретическое обоснование процесса когнитивного моделирования педагогических ситуаций
- Авторы: Камалеева А.Р.1, Грузкова С.Ю.1
-
Учреждения:
- Институт педагогики, психологии и социальных проблем
- Выпуск: Том 7, № 2 (2018)
- Страницы: 245-247
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/21781
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201872306
- ID: 21781
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Целью статьи является поиск методов повышения эффективности процесса обучения в условиях применения когнитивного подхода в современной отечественной дидактике, направленных на использование индивидуальных особенностей инструментария когнитивной организации каждого обучающегося: интеллект, когнитивные стили, память, внимание и т.д. В данной статье рассматривается применение методологии когнитивного моделирования педагогических ситуаций. Авторами описывается когнитивное моделирование педагогических ситуаций как процесс, состоящий из шести последовательных и взаимосвязанных этапов. Первый этап состоит в формулировке цели и соответствующих задач. Второй этап предусматривает сбор, систематизацию и анализ существующей педагогической ситуации с последующим выделением основных факторов, воздействующих на развитие ситуации, и определением взаимосвязи между ними, т.е. создание когнитивной карты. Третий этап направлен на построение ориентированного графа, содержательное наполнение которого осуществляется с учетом причинно-следственных цепочек, отражающих систему взаимодействия между субъектами образовательного процесса и формирующих педагогическую теорию с использованием понятий, носящих фундаментальный характер в психологии: сознание, мышление, познание, понимание и т.п. Четвертый этап предполагает объединение когнитивной карты и ориентированного графа в единую когнитивную модель изучаемой педагогической ситуации. Пятый этап ориентирован на проверку адекватности когнитивной модели реальной педагогической ситуации, т.е. на ее верификацию. Последний шестой этап позволяет определить с помощью когнитивной модели возможные варианты развития педагогической ситуации, обнаружить пути и механизмы воздействия на ситуацию.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Алсу Рауфовна Камалеева
Институт педагогики, психологии и социальных проблем
Email: kamaleyeva_kazan@mail.ru
доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник
Россия, КазаньСветлана Юрьевна Грузкова
Институт педагогики, психологии и социальных проблем
Автор, ответственный за переписку.
Email: svetlana81079@mail.ru
кандидат технических наук, старший научный сотрудник
Россия, КазаньСписок литературы
- Axelrod R. The Structure of Decision: Cognitive Maps of Political Elites. Princeton. University Press, 1976.
- Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: монография. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО. 2005. 230 с.
- Корноушенко Е.К. Моделирование ситуаций с использованием «расщепленных» когнитивных карт. М.: ИПУ РАН. 2007. С. 137-141.
- Можаров М.С. Педагогическое моделирование в рамках когнитивного подхода как метод структурного исследования педагогической деятельности // Педагог. Сибирский межвузовский журнал. 1999. № 7. С. 54-57.
- Когнитивная психология: уч. для вузов / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.
- Гончарова И.А. Подготовка будущих инженеров к использованию инструментальных программных средств при решении и моделировании научных и учебных задач: дис. … канд. пед. наук. Калуга. 2005. 248 с.
- Софронова Н.В., Горохова Р.И. Моделирование педагогических систем: монография. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т, 2011. 174 с.
- Гулидова И.В., Гуревич Л.И., Можаров М.С. Понятийные модели образовательной области // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление: сб. тез. науч.-практ. конф. Новосибирск, 1998. С. 43-46.
- Шапошникова Т.Л., Подольская О.Н., Пастухова И.П. Теория графов как математическая основа решения социально-педагогических задач // Научные труды КубГТУ. 2016. № 8. С. 370-384.
- Сергеев С.Ф. Когнитивная педагогика: пользовательские свойства инструментов познания // Школьные технологии. 2011. № 2. С. 35-41.
Дополнительные файлы
