Гуманистические ценности как системообразующее начало профессиональной деятельности педагога
- Авторы: Бездухов В.П.1, Позднякова О.К.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 7, № 3 (2018)
- Страницы: 302-306
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/21749
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201873302
- ID: 21749
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обращение к проблеме гуманистических ценностей как системообразующего начала профессиональной деятельности учителя мотивируется необходимостью решения в условиях поврежденной ценностной парадигмы задачи воспитания гуманистически ориентированного учащегося. В статье обосновывается значение ценностей в профессиональной деятельности учителя и в рамках обращения к гуманистической этике подчеркивается роль гуманистических ценностей как системообразующего начало профессиональной деятельности педагога. Показывается, что в центре внимания гуманистической этики всегда находилось и находится знание о человеке, доминирующее при определении ценностей и норм жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Раскрывается, что в гуманистической этике гуманистическими ценностями признаются такие, которые принимаются всеми высшими формами культуры и являются общими для этих форм. Осмысливаются предлагаемые учеными определения понятия «гуманистические ценности»; выявляется, что ученые отождествляют гуманистические ценности с ценностями общечеловеческими. Показывается, что рассмотрение ценности «гуманизм» в качестве системообразующего начала профессиональной деятельности учителя приведет к тому, что вне поля зрения останутся другие опредмеченные учителем ценности, распредмечивая которые он формирует, воспитывает, развивает человеческое в ребенке, соучаствуя в его становлении как личности. Приводятся факторы, влияющие на эффективность реализации ценностей. Обосновывается, что нравственные ценности приобретают статус гуманистических ценностей тогда, когда они направлены на другого и реализуются в рамках гуманистического подхода к личности учащегося, реализация которого создает такие отношения между педагогом и школьником, в которых ценности, направленные на себя, трансформируются в ценности, направленные на другого. Показывается значения базирующегося на «рефлексии-в-самое-себя и рефлексии-в-другое» единства учителя и учащихся в осознании сути гуманистических ценностей. Раскрывается суть нормативности профессиональной деятельности педагога.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Владимир Петрович Бездухов
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: bvp@pgsga.ru
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараОксана Константиновна Позднякова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: oksana_1970@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараСписок литературы
- Родина Е.Н. Трансформация гуманистических ценностей в условиях кризиса современной культуры // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2016. № 1 (30). С. 13-16.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.
- Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
- Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. 152 с.
- Гуревич П.С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация. М.: МПСИ, 2007. 120 с.
- Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 2009. 595 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 416 с.
- Фромм Э. Человек: Кто это такой (или Кто есть человек)? // О человеке. Вып. 1: (Пространство и время, люди и вера в его жизнь): сб. М.: Знание, 1991. 64 с.
- Бережная Е.А. Возможности гуманистических ценностей в кризисные эпохи // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2010. Т. 6. № 5. С. 59-61.
- Иноземцева Е.А. Гуманистические ценности как фактор возрождения духовности в современной России // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015. № 4 (8). С. 61-65.
- Логачева Т.Н. К вопросу о гуманистических ценностях современной молодежи // Научный вестник Южного института менеджмента. 2015. № 4. С. 53-55.
- Неретин О.П. Философское сообщество о глобализации и формировании гуманистических ценностей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 10-23.
- Титов В.А. Мораль познающая. М.: Знание, 1988. 64 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 4 т. Т. 3. Философия духа. М.: Мысль, 1977. 471 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: СамГПИ, 1994. 165 с.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. 388 с.
Дополнительные файлы
