Гуманистические ценности как системообразующее начало профессиональной деятельности педагога

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обращение к проблеме гуманистических ценностей как системообразующего начала профессиональной деятельности учителя мотивируется необходимостью решения в условиях поврежденной ценностной парадигмы задачи воспитания гуманистически ориентированного учащегося. В статье обосновывается значение ценностей в профессиональной деятельности учителя и в рамках обращения к гуманистической этике подчеркивается роль гуманистических ценностей как системообразующего начало профессиональной деятельности педагога. Показывается, что в центре внимания гуманистической этики всегда находилось и находится знание о человеке, доминирующее при определении ценностей и норм жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Раскрывается, что в гуманистической этике гуманистическими ценностями признаются такие, которые принимаются всеми высшими формами культуры и являются общими для этих форм. Осмысливаются предлагаемые учеными определения понятия «гуманистические ценности»; выявляется, что ученые отождествляют гуманистические ценности с ценностями общечеловеческими. Показывается, что рассмотрение ценности «гуманизм» в качестве системообразующего начала профессиональной деятельности учителя приведет к тому, что вне поля зрения останутся другие опредмеченные учителем ценности, распредмечивая которые он формирует, воспитывает, развивает человеческое в ребенке, соучаствуя в его становлении как личности. Приводятся факторы, влияющие на эффективность реализации ценностей. Обосновывается, что нравственные ценности приобретают статус гуманистических ценностей тогда, когда они направлены на другого и реализуются в рамках гуманистического подхода к личности учащегося, реализация которого создает такие отношения между педагогом и школьником, в которых ценности, направленные на себя, трансформируются в ценности, направленные на другого. Показывается значения базирующегося на «рефлексии-в-самое-себя и рефлексии-в-другое» единства учителя и учащихся в осознании сути гуманистических ценностей. Раскрывается суть нормативности профессиональной деятельности педагога.

Об авторах

Владимир Петрович Бездухов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: bvp@pgsga.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии

Россия, Самара

Оксана Константиновна Позднякова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: oksana_1970@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Родина Е.Н. Трансформация гуманистических ценностей в условиях кризиса современной культуры // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2016. № 1 (30). С. 13-16.
  2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.
  3. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.
  4. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
  5. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. 152 с.
  6. Гуревич П.С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация. М.: МПСИ, 2007. 120 с.
  7. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 2009. 595 с.
  8. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
  9. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 416 с.
  10. Фромм Э. Человек: Кто это такой (или Кто есть человек)? // О человеке. Вып. 1: (Пространство и время, люди и вера в его жизнь): сб. М.: Знание, 1991. 64 с.
  11. Бережная Е.А. Возможности гуманистических ценностей в кризисные эпохи // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2010. Т. 6. № 5. С. 59-61.
  12. Иноземцева Е.А. Гуманистические ценности как фактор возрождения духовности в современной России // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015. № 4 (8). С. 61-65.
  13. Логачева Т.Н. К вопросу о гуманистических ценностях современной молодежи // Научный вестник Южного института менеджмента. 2015. № 4. С. 53-55.
  14. Неретин О.П. Философское сообщество о глобализации и формировании гуманистических ценностей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 10-23.
  15. Титов В.А. Мораль познающая. М.: Знание, 1988. 64 с.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
  17. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 4 т. Т. 3. Философия духа. М.: Мысль, 1977. 471 с.
  18. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  19. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: СамГПИ, 1994. 165 с.
  20. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. 388 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бездухов В.П., Позднякова О.К., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».