Обучение студентов – будущих учителей физики управлению интеллектуальным развитием школьников в процессуальном плане

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются различные подходы к управлению интеллектуальным развитием учащихся при обучении физике в школе, обусловленные, с одной стороны, многообразием психологических трактовок интеллекта и моделей его становления, а с другой стороны, используемой в рамках исследования методологической установкой (классической, неклассической или постнеклассической). Дается описание предложенной автором процессуальной модели управления интеллектуальным развитием обучаемых (УИРО), которая построена в соответствии с постнеклассическим типом рациональности на основе холистического (целостного) понимания природы интеллекта, учитывающей ценности информационного общества и влияние коллектива учеников на результативность индивидуальной образовательной деятельности при обучении физике. С процессуальной точки зрения УИРО – это регулирование последовательной смены образовательных состояний неоднородного коллектива учеников, которое приводит к желаемому обогащению интеллектуальных ресурсов каждого школьника при усвоении физики. Предложенная процессуальная модель УИРО позволяет разработать рекомендации по эффективному адаптивному обучению физике школьников с учетом закономерностей интеллектуального развития и специфики функционирования холонических организационных систем. Описанный автором подход к управлению интеллектуальным развитием обучаемых является предметом изучения для студентов – будущих учителей физики в рамках формирующего педагогического эксперимента в СГСПУ.

Об авторах

Евгений Андреевич Самойлов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: evge-samojlov@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры физики, математики и методики обучения

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Виттих В.А. Организация сложных систем. Самара: Самарский научный центр РАН, 2010. 66 с.
  2. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987. 448 с.
  3. Петросян В.Г. Решение физических задач с помощью компьютера как составляющая физического образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2009. 40 с.
  4. Анофрикова С.В. Методическое руководство по разработке фрагментов урока с использованием учебного физического эксперимента. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. 319 с.
  5. Зуев П.В. Теоретические основы повышения эффективности деятельности учащихся при обучении физике: дис. …д-ра пед. наук. СПб., 2000. 343 с.
  6. Майер Р.В. Проблема формирования системы эмпирических знаний по физике: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1999. 40 с.
  7. Румбешта Е.А. Моделирование системы физического эксперимента как средства подготовки учащихся по физике в основной школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2005. 43 с.
  8. Бетев В.А. Структурно-логические схемы в системе управления обучением физике // Обучение физике как системный процесс. Куйбышев: КГПИ, 1985. С. 9–23.
  9. Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности учащихся при изучении школьного курса физики в условиях обновления информационной культуры общества: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2003. 46 с.
  10. Коробова Т.М. Развитие интеллектуальных способностей учащихся основной школы при обучении физике: дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 225 с.
  11. Борисова Ю.В. Дифференциация обучения физике на основе учета когнитивных стилей учащихся: дис. … канд. пед. наук. М., 2004.
  12. Третьякова С.В. Естественнонаучные проекты как средство формирования учебно-информационных умений у учащихся при обучении физике: дис. … канд. пед. наук. М., 2004.
  13. Харитонов А.Ю. Формирование информационной культуры учащихся основной школы в процессе обучения физике: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2000.
  14. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и философия синергетики // Экономические стратегии. 2009. №7. С. 24–35.
  15. Кондаков В.А. Дидактические основы построения учебных систем знания по физике. Лекции по спецкурсу. Куйбышев: КГПИ, 1977. 47 с.
  16. Кондаков В.А. Строение и свойства вещества. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1970. 151 с.
  17. Прангишвили И.В. Энтропийные и другие системные закономерности: Вопросы управления сложными системами. М.: Наука, 2003. 428 с.
  18. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425 с.
  19. Самойлов Е.А. Управление интеллектуальным развитием школьников при обучении физике в классах физико-математического профиля: монография. Самара: Изд-во ПГСГА, 2013. 452 с.
  20. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Процессуальная модель УИРО

Скачать (24KB)
3. Рисунок 2 – Управляемые параметры механизма обратной связи в образовательной деятельности КРС

Скачать (49KB)

© Самойлов Е.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».