Обучение студентов – будущих учителей физики управлению интеллектуальным развитием школьников в процессуальном плане
- Авторы: Самойлов Е.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 6, № 1 (2017)
- Страницы: 211-215
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/21674
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201761314
- ID: 21674
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются различные подходы к управлению интеллектуальным развитием учащихся при обучении физике в школе, обусловленные, с одной стороны, многообразием психологических трактовок интеллекта и моделей его становления, а с другой стороны, используемой в рамках исследования методологической установкой (классической, неклассической или постнеклассической). Дается описание предложенной автором процессуальной модели управления интеллектуальным развитием обучаемых (УИРО), которая построена в соответствии с постнеклассическим типом рациональности на основе холистического (целостного) понимания природы интеллекта, учитывающей ценности информационного общества и влияние коллектива учеников на результативность индивидуальной образовательной деятельности при обучении физике. С процессуальной точки зрения УИРО – это регулирование последовательной смены образовательных состояний неоднородного коллектива учеников, которое приводит к желаемому обогащению интеллектуальных ресурсов каждого школьника при усвоении физики. Предложенная процессуальная модель УИРО позволяет разработать рекомендации по эффективному адаптивному обучению физике школьников с учетом закономерностей интеллектуального развития и специфики функционирования холонических организационных систем. Описанный автором подход к управлению интеллектуальным развитием обучаемых является предметом изучения для студентов – будущих учителей физики в рамках формирующего педагогического эксперимента в СГСПУ.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Евгений Андреевич Самойлов
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: evge-samojlov@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры физики, математики и методики обучения
Россия, г. СамараСписок литературы
- Виттих В.А. Организация сложных систем. Самара: Самарский научный центр РАН, 2010. 66 с.
- Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987. 448 с.
- Петросян В.Г. Решение физических задач с помощью компьютера как составляющая физического образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2009. 40 с.
- Анофрикова С.В. Методическое руководство по разработке фрагментов урока с использованием учебного физического эксперимента. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. 319 с.
- Зуев П.В. Теоретические основы повышения эффективности деятельности учащихся при обучении физике: дис. …д-ра пед. наук. СПб., 2000. 343 с.
- Майер Р.В. Проблема формирования системы эмпирических знаний по физике: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1999. 40 с.
- Румбешта Е.А. Моделирование системы физического эксперимента как средства подготовки учащихся по физике в основной школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2005. 43 с.
- Бетев В.А. Структурно-логические схемы в системе управления обучением физике // Обучение физике как системный процесс. Куйбышев: КГПИ, 1985. С. 9–23.
- Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности учащихся при изучении школьного курса физики в условиях обновления информационной культуры общества: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2003. 46 с.
- Коробова Т.М. Развитие интеллектуальных способностей учащихся основной школы при обучении физике: дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 225 с.
- Борисова Ю.В. Дифференциация обучения физике на основе учета когнитивных стилей учащихся: дис. … канд. пед. наук. М., 2004.
- Третьякова С.В. Естественнонаучные проекты как средство формирования учебно-информационных умений у учащихся при обучении физике: дис. … канд. пед. наук. М., 2004.
- Харитонов А.Ю. Формирование информационной культуры учащихся основной школы в процессе обучения физике: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2000.
- Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и философия синергетики // Экономические стратегии. 2009. №7. С. 24–35.
- Кондаков В.А. Дидактические основы построения учебных систем знания по физике. Лекции по спецкурсу. Куйбышев: КГПИ, 1977. 47 с.
- Кондаков В.А. Строение и свойства вещества. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1970. 151 с.
- Прангишвили И.В. Энтропийные и другие системные закономерности: Вопросы управления сложными системами. М.: Наука, 2003. 428 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425 с.
- Самойлов Е.А. Управление интеллектуальным развитием школьников при обучении физике в классах физико-математического профиля: монография. Самара: Изд-во ПГСГА, 2013. 452 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
