Применение педагогических теорий, концепций и методов обучения при проектировании интеллектуальных обучающих систем

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализ эффективности интеллектуальных обучающих систем выявил ряд противоречий между возможностями программно-аппаратных средств вычислительной техники и низкой дидактической эффективностью их применения. Поэтому при проектировании интеллектуальных обучающих систем и на сегодня остается актуальной задача исследования и анализа существующих психолого-педагогических теорий, концепций и методов обучения. Цель статьи - исследование существующих теорий, концепций и методов обучения с целью их адаптации к интеллектуальным автоматизированным программно-аппаратным обучающим средствам. В статье предложены варианты адаптации преподавателя и студента к возможностям интеллектуальной обучающей системы. При этом в процессе адаптации пользователя к интеллектуальной обучающей системе с помощью изменения цветового представления информационных блоков появляется возможность благотворно влиять на психо-эмоциональное состояние обучающихся. Также учитывается применение различных шрифтов (типографика), которые влияют на эффективность восприятия и запоминания визуальной информации, учитываются психофизиологические возможности восприятия человеком визуальной информации и возможности программно-аппаратных средств отображения информации, а именно: объем и скорость обрабатываемой визуальной информации; увеличение размеров графических изображений, при которых конкретный человек уже не способен анализировать представленную ему визуальную информацию. Методологическая основа изысканий представляет собой комплексное применение взаимодополняющих подходов и методов на основе принципов общенаучной методологии. Основным подходом при этом был личностно-ориентированный. Анализ существующих теорий и концепций показал, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. В соответствии с этим любая из них не может быть принята как единственная универсальная образовательная база организации процесса обучения. Особый акцент в статье сделан на достоинства и недостатки концепции личностно-ориентированного образования, по мнению автора одной из наиболее прогрессивной при организации процесса обучения, к которой у оппонентов больше всего претензий. По результатам анализа теорий и концепций обучения даны рекомендации по составлению технических требований к интеллектуальным обучающим системам. Сформулированы условия жизнеспособности интеллектуальных обучающих систем и их дидактической ценности. Результаты исследований могут быть использованы при проектировании интеллектуальных обучающих систем с целью выбора комплекса дидактических образовательных инструментов.

Об авторах

Николай Николаевич Цыбов

Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова

Автор, ответственный за переписку.
Email: nikolay_research@mail.ru

кандидат технических наук, заведующий лабораторией электронного моделирования кафедры информационных систем и технологий

Киргизия, Бишкек

Список литературы

  1. EEG alpha and cortical inhibition in affective attention / A. Uusberg, [et al.] // International Journal of Psychophysiology. 2013. Vol. 89, № 1. P. 26-36. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2013.04.020.
  2. Handel B.F., Haarmeier T., Jensen O. Alpha oscillations correlate with the successful inhibition of unattended stimuli // Journal of Cognitive Neuroscience. 2011. Vol. 23, № 9. P. 2494-2502. doi: 10.1162/jocn.2010.21557.
  3. Таламова И.Г. Динамика альфа-ритма головного мозга у студентов физкультурного вуза в зависимости от уровня двигательной активности и успешности нейробиоуправления // Традиции и инновации в системе подготовки спортсменов и спортивных кадров: мат-лы докладов участников I всерос. отраслевой научной интернет-конф. преподавателей спортивных вузов. М.: РГУФКСМиТ, 2013. С. 170-172.
  4. Дорджиева Д.Б., Пантина Е.Е. Биоэлектрическая активность головного мозга индивидов с различным уровнем качества мыслительной деятельности // Естественные и математические науки в современном мире. 2015. № 29. С. 142-146.
  5. Кривоногова Е.В. Нейрофизиологическая характеристика когнитивных функций при успешном бос-тренинге параметрами вариабельности ритма сердца // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2012. № S1. С. 267.
  6. Hsieh L.T., Ranganath C. Frontal midline theta oscillations during working memory maintenance and episodic encoding and retrieval // Neuroimage. 2014. Vol. 85. P. 721-729. doi: 10.1016/j.neuroimage.2013. 08.003.
  7. Эльяш Н.Н. Модель контекстного обучения при выполнении практикума по общетехническим дисциплинам // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 166-175.
  8. Смолеусова Т.Н. Концепция личностно-ориентированного подхода в образовании на основе проявления личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 7-16.
  9. Смагина М.В. Методы активного социально-психологического обучения. Ставрополь: СГПИ, 2008. 92 с.
  10. Дятлов Р.Н. Программированное обучение с применением адаптивных алгоритмов // Высшая школа. Новые технологии науки, техники, педагогики: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. «Наука - общество - технологии - 2018». М.: Московский политехнический университет, 2018. С. 331-334.
  11. Магомедов Г.И. Использование методов программированного обучения для совершенствования подготовки студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, специализирующихся по волейболу // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11, № 2. С. 89-93.
  12. Шахматов Г.М. Программированное обучение как метод самообучения студентов колледжа // Вестник научных конференций. 2016. № 3-7 (7). С. 225-226.
  13. Огурцова О.К. Возможности применения эвристических методов при обучении математике в средней школе // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2009. № 11. С. 312-317.
  14. Starkova D.A., Kikamongla A. Heuristic method of foreign language teaching in Russia and India // Языковое образование сегодня - векторы развития: мат-лы VIII междунар. науч.-практ. конф.-форума / ред. О.П. Казакова, Е.С. Надточева, Д.А. Старкова, Е.В. Шустрова. Екатеринбург, 2017. С. 37-45.
  15. Дементьева Ю.В. Проблемное обучение: метод или принцип обучения в современной педагогике? // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1, № 2. С. 22-25.
  16. Арсланова А.Р. Интерактивные инновационные методы обучения студентов иностранным языкам: метод проектов при обучении фразеологизмам // Актуальные проблемы технических, естественных и гуманитарных наук. Уфа: УГНТУ, 2013. С. 33-36.
  17. Мамаева В.А. Теория и практика организации самостоятельной работы студентов в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 165-167.
  18. Грибова Н.Г., Грушева Т.Г., Полякова Ж.А., Фирсова Л.И., Тарасов Е.О. Самостоятельная работа студента в современном вузе // Инновации в науке. 2014. № 31-2. С. 22-27.
  19. Иванова В.П., Еременко В.В. Методика преподаваний в высшей школе: в схемах, таблицах и комментариях. Бишкек: КРСУ, 2016. 336 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Цыбов Н.Н., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».