Применение педагогических теорий, концепций и методов обучения при проектировании интеллектуальных обучающих систем
- Авторы: Цыбов Н.Н.1
-
Учреждения:
- Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова
- Выпуск: Том 8, № 1 (2019)
- Страницы: 314-321
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/21630
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201981318
- ID: 21630
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Анализ эффективности интеллектуальных обучающих систем выявил ряд противоречий между возможностями программно-аппаратных средств вычислительной техники и низкой дидактической эффективностью их применения. Поэтому при проектировании интеллектуальных обучающих систем и на сегодня остается актуальной задача исследования и анализа существующих психолого-педагогических теорий, концепций и методов обучения. Цель статьи - исследование существующих теорий, концепций и методов обучения с целью их адаптации к интеллектуальным автоматизированным программно-аппаратным обучающим средствам. В статье предложены варианты адаптации преподавателя и студента к возможностям интеллектуальной обучающей системы. При этом в процессе адаптации пользователя к интеллектуальной обучающей системе с помощью изменения цветового представления информационных блоков появляется возможность благотворно влиять на психо-эмоциональное состояние обучающихся. Также учитывается применение различных шрифтов (типографика), которые влияют на эффективность восприятия и запоминания визуальной информации, учитываются психофизиологические возможности восприятия человеком визуальной информации и возможности программно-аппаратных средств отображения информации, а именно: объем и скорость обрабатываемой визуальной информации; увеличение размеров графических изображений, при которых конкретный человек уже не способен анализировать представленную ему визуальную информацию. Методологическая основа изысканий представляет собой комплексное применение взаимодополняющих подходов и методов на основе принципов общенаучной методологии. Основным подходом при этом был личностно-ориентированный. Анализ существующих теорий и концепций показал, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. В соответствии с этим любая из них не может быть принята как единственная универсальная образовательная база организации процесса обучения. Особый акцент в статье сделан на достоинства и недостатки концепции личностно-ориентированного образования, по мнению автора одной из наиболее прогрессивной при организации процесса обучения, к которой у оппонентов больше всего претензий. По результатам анализа теорий и концепций обучения даны рекомендации по составлению технических требований к интеллектуальным обучающим системам. Сформулированы условия жизнеспособности интеллектуальных обучающих систем и их дидактической ценности. Результаты исследований могут быть использованы при проектировании интеллектуальных обучающих систем с целью выбора комплекса дидактических образовательных инструментов.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Николай Николаевич Цыбов
Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова
Автор, ответственный за переписку.
Email: nikolay_research@mail.ru
кандидат технических наук, заведующий лабораторией электронного моделирования кафедры информационных систем и технологий
Киргизия, БишкекСписок литературы
- EEG alpha and cortical inhibition in affective attention / A. Uusberg, [et al.] // International Journal of Psychophysiology. 2013. Vol. 89, № 1. P. 26-36. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2013.04.020.
- Handel B.F., Haarmeier T., Jensen O. Alpha oscillations correlate with the successful inhibition of unattended stimuli // Journal of Cognitive Neuroscience. 2011. Vol. 23, № 9. P. 2494-2502. doi: 10.1162/jocn.2010.21557.
- Таламова И.Г. Динамика альфа-ритма головного мозга у студентов физкультурного вуза в зависимости от уровня двигательной активности и успешности нейробиоуправления // Традиции и инновации в системе подготовки спортсменов и спортивных кадров: мат-лы докладов участников I всерос. отраслевой научной интернет-конф. преподавателей спортивных вузов. М.: РГУФКСМиТ, 2013. С. 170-172.
- Дорджиева Д.Б., Пантина Е.Е. Биоэлектрическая активность головного мозга индивидов с различным уровнем качества мыслительной деятельности // Естественные и математические науки в современном мире. 2015. № 29. С. 142-146.
- Кривоногова Е.В. Нейрофизиологическая характеристика когнитивных функций при успешном бос-тренинге параметрами вариабельности ритма сердца // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2012. № S1. С. 267.
- Hsieh L.T., Ranganath C. Frontal midline theta oscillations during working memory maintenance and episodic encoding and retrieval // Neuroimage. 2014. Vol. 85. P. 721-729. doi: 10.1016/j.neuroimage.2013. 08.003.
- Эльяш Н.Н. Модель контекстного обучения при выполнении практикума по общетехническим дисциплинам // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 166-175.
- Смолеусова Т.Н. Концепция личностно-ориентированного подхода в образовании на основе проявления личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 7-16.
- Смагина М.В. Методы активного социально-психологического обучения. Ставрополь: СГПИ, 2008. 92 с.
- Дятлов Р.Н. Программированное обучение с применением адаптивных алгоритмов // Высшая школа. Новые технологии науки, техники, педагогики: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. «Наука - общество - технологии - 2018». М.: Московский политехнический университет, 2018. С. 331-334.
- Магомедов Г.И. Использование методов программированного обучения для совершенствования подготовки студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, специализирующихся по волейболу // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11, № 2. С. 89-93.
- Шахматов Г.М. Программированное обучение как метод самообучения студентов колледжа // Вестник научных конференций. 2016. № 3-7 (7). С. 225-226.
- Огурцова О.К. Возможности применения эвристических методов при обучении математике в средней школе // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2009. № 11. С. 312-317.
- Starkova D.A., Kikamongla A. Heuristic method of foreign language teaching in Russia and India // Языковое образование сегодня - векторы развития: мат-лы VIII междунар. науч.-практ. конф.-форума / ред. О.П. Казакова, Е.С. Надточева, Д.А. Старкова, Е.В. Шустрова. Екатеринбург, 2017. С. 37-45.
- Дементьева Ю.В. Проблемное обучение: метод или принцип обучения в современной педагогике? // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1, № 2. С. 22-25.
- Арсланова А.Р. Интерактивные инновационные методы обучения студентов иностранным языкам: метод проектов при обучении фразеологизмам // Актуальные проблемы технических, естественных и гуманитарных наук. Уфа: УГНТУ, 2013. С. 33-36.
- Мамаева В.А. Теория и практика организации самостоятельной работы студентов в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 165-167.
- Грибова Н.Г., Грушева Т.Г., Полякова Ж.А., Фирсова Л.И., Тарасов Е.О. Самостоятельная работа студента в современном вузе // Инновации в науке. 2014. № 31-2. С. 22-27.
- Иванова В.П., Еременко В.В. Методика преподаваний в высшей школе: в схемах, таблицах и комментариях. Бишкек: КРСУ, 2016. 336 с.
Дополнительные файлы
