Детерминанты процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье акцентируется внимание на значимости формирования здорового образа жизни у обучающихся, нашедшая свое отражение в Концепции развития системы здравоохранения в Российского Федерации до 2020 года. Авторами определены детерминанты процессе формирования здорового образа жизни, к числу которых относятся: пространственно-средовая, мотивационно-рефлексивная, деятельностно-методическая, тьюторско-проектная. Данные детерминанты взаимосвязаны, что обеспечивает повышение эффективности формирования здорового образа жизни у обучающихся. В рамках мотивационно-рефлексивной детерминанты реализуется процесс осознания обучающимися значимости вышеназванного образа жизни. Пространственно-средовая детерминанта характеризует актуальность создания условий для успешного формирования здорового образа жизни обучающихся. В поле деятельностно-методической детерминанты рассматриваются проблемы практико-ориентированной подготовки педагогов к реализации данного процесса. Были выявлены результаты опроса обучающихся и педагогов, свидетельствующие о низком уровне готовности первых к принятию ценностей здорового образа жизни и вторых - к реализации здоровьесберегающих технологий. В связи с этим авторами была разработана и апробирована программа повышения квалификации педагогов в области здоровьесбережения, способствующая формированию умений применять здоровьесберегающие технологии. Тьюторско-проектная детерминанта определяет функциональное поле тьютора в осуществлении проектной деятельности обучающихся в ракурсе здоровьесбережения.

Об авторах

Зоя Ивановна Тюмасева

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: zit@cspu.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

Россия, Челябинск

Ирина Леонидовна Орехова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: orehovail@cspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

Россия, Челябинск

Елена Борисовна Быстрай

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: bistrayeb@cspu.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку

Россия, Челябинск

Борис Александрович Артёменко

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: boris_chpu@mail.ru

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования

Россия, Челябинск

Елена Александровна Челнокова

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Автор, ответственный за переписку.
Email: chelnelena@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Россия, Нижний Новгород

Список литературы

  1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // Федеральный справочник. - http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf.
  2. Шибкова Д.З., Байгужин П.А. Организация здоровьеформирующей среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг здоровья»: монография. Челябинск, 2011. 168 с.
  3. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Издательство политической литературы, 1980. 444 с.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражение / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4 изд., дополненное. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.
  5. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Валеева Г.В. [и др.] Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз - школа» как условие профессионального становления студентов: коллективная монография / под науч. ред. З.И. Тюмасевой. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2015. 290 с.
  6. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М.: Модэк МПСИ, 2004. 158 с.
  7. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск, 2003. 164 с.
  8. Артёменко Б.А., Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Модель психологической готовности студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных организациях // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 1. С. 80-89.
  9. Гетманец Е.Е., Артёменко Б.А. Формирование культуры здорового образа жизни у студентов вуза // Экологическая безопасность, здоровье и образование: сб. научных трудов IX всерос. науч.-практ. конф. молодых учёных, аспирантов и студентов 22 апреля 2016 г., Челябинск, Российская Федерация. Челябинск: ЗАО Цицеро, 2016. С. 71-74.
  10. Артёменко Б.А., Гетманец Е.Е. Анализ уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни студентов педагогического вуза // Здоровьесберегающее образование - залог безопасности жизнедеятельности молодёжи: проблемы и пути решения: сб. научных трудов IX междунар. науч.-практ. конф. 10-11 ноября 2016 г., Челябинск, Российская Федерация. Челябинск: ЮУрГГПУ, 2016. С. 10-13.
  11. Быстрай Е.Б., Тюмасева З.И., Артёменко Б.А. [и др.] Эколого-валеологическое воспитание дошкольников в психолого-физиологическом ракурсе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 7. С. 36-41.
  12. Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А. Системный подход как общенаучная методологическая основа воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста // Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2017. № 3. С. 179-183.
  13. Алешкина М.Г., Стрельцова Е.В. Толерантность: вчера, сегодня, завтра // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5 (62). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 63-67.
  14. Артёменко Б.А., Быстрай Е.Б., Калашников Н.В. [и др.] Тьюторское сопровождение в экологическом образовании школьников // European Social Science Journal. 2016. № 8. С. 73-79.
  15. Боровкова Т.И. Технология тьюторского сопровождения как практика индивидуализации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 3. С. 9-11.
  16. Гладкая Е.С., Тюмасева З.И. Технологии тьюторского сопровождения. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. 92 с.
  17. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова С.Ю. [и др.] Профессия «тьютор». М.; Тверь: СФК-офис, 2012. 246 с.
  18. Афанасьева Т.П. Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения // Профильная школа. 2007. № 2. С. 5-15.
  19. Ковалева Т.М. Тьютор - школе // Директор школы. 2011. № 8. С. 87-90.
  20. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска // Тьюторство: идея и идеология: мат-лы 1-й межрегион. тьюторской конф. 29 февраля - 02 марта 1996 г., г. Томск, Российская Федерация / ред. И.Д. Проскуровская. Томск: ТГПУ, 1996. С. 15-30.
  21. Щедровицкий П.Г. Выступление на открытии конференции // Тьюторство: идея и идеология: мат-лы 1-й межрегион. тьюторской конф. 29 февраля - 02 марта 1996 г., г. Томск, Российская Федерация / ред. И.Д. Проскуровская. Томск: ТГПУ, 1996. С. 4-10.
  22. Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А. Роль проектной методики в процессе познавательного развития дошкольников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: сб. материалов VI междунар. науч.-практ. конф. 13-15 февраля 2017 г., Нижневартовск, Российская Федерация. Нижневартовск: НГУ, 2017. С. 33-36.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А., Челнокова Е.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».