Детерминанты процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся
- Авторы: Тюмасева З.И.1, Орехова И.Л.1, Быстрай Е.Б.1, Артёменко Б.А.1, Челнокова Е.А.2
-
Учреждения:
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
- Выпуск: Том 8, № 1 (2019)
- Страницы: 307-313
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/21629
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201981317
- ID: 21629
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье акцентируется внимание на значимости формирования здорового образа жизни у обучающихся, нашедшая свое отражение в Концепции развития системы здравоохранения в Российского Федерации до 2020 года. Авторами определены детерминанты процессе формирования здорового образа жизни, к числу которых относятся: пространственно-средовая, мотивационно-рефлексивная, деятельностно-методическая, тьюторско-проектная. Данные детерминанты взаимосвязаны, что обеспечивает повышение эффективности формирования здорового образа жизни у обучающихся. В рамках мотивационно-рефлексивной детерминанты реализуется процесс осознания обучающимися значимости вышеназванного образа жизни. Пространственно-средовая детерминанта характеризует актуальность создания условий для успешного формирования здорового образа жизни обучающихся. В поле деятельностно-методической детерминанты рассматриваются проблемы практико-ориентированной подготовки педагогов к реализации данного процесса. Были выявлены результаты опроса обучающихся и педагогов, свидетельствующие о низком уровне готовности первых к принятию ценностей здорового образа жизни и вторых - к реализации здоровьесберегающих технологий. В связи с этим авторами была разработана и апробирована программа повышения квалификации педагогов в области здоровьесбережения, способствующая формированию умений применять здоровьесберегающие технологии. Тьюторско-проектная детерминанта определяет функциональное поле тьютора в осуществлении проектной деятельности обучающихся в ракурсе здоровьесбережения.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Зоя Ивановна Тюмасева
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: zit@cspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин
Россия, ЧелябинскИрина Леонидовна Орехова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: orehovail@cspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин
Россия, ЧелябинскЕлена Борисовна Быстрай
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: bistrayeb@cspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку
Россия, ЧелябинскБорис Александрович Артёменко
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: boris_chpu@mail.ru
кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования
Россия, ЧелябинскЕлена Александровна Челнокова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Автор, ответственный за переписку.
Email: chelnelena@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
Россия, Нижний НовгородСписок литературы
- Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // Федеральный справочник. - http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf.
- Шибкова Д.З., Байгужин П.А. Организация здоровьеформирующей среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг здоровья»: монография. Челябинск, 2011. 168 с.
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Издательство политической литературы, 1980. 444 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражение / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4 изд., дополненное. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.
- Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Валеева Г.В. [и др.] Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз - школа» как условие профессионального становления студентов: коллективная монография / под науч. ред. З.И. Тюмасевой. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2015. 290 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М.: Модэк МПСИ, 2004. 158 с.
- Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск, 2003. 164 с.
- Артёменко Б.А., Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Модель психологической готовности студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных организациях // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 1. С. 80-89.
- Гетманец Е.Е., Артёменко Б.А. Формирование культуры здорового образа жизни у студентов вуза // Экологическая безопасность, здоровье и образование: сб. научных трудов IX всерос. науч.-практ. конф. молодых учёных, аспирантов и студентов 22 апреля 2016 г., Челябинск, Российская Федерация. Челябинск: ЗАО Цицеро, 2016. С. 71-74.
- Артёменко Б.А., Гетманец Е.Е. Анализ уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни студентов педагогического вуза // Здоровьесберегающее образование - залог безопасности жизнедеятельности молодёжи: проблемы и пути решения: сб. научных трудов IX междунар. науч.-практ. конф. 10-11 ноября 2016 г., Челябинск, Российская Федерация. Челябинск: ЮУрГГПУ, 2016. С. 10-13.
- Быстрай Е.Б., Тюмасева З.И., Артёменко Б.А. [и др.] Эколого-валеологическое воспитание дошкольников в психолого-физиологическом ракурсе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 7. С. 36-41.
- Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А. Системный подход как общенаучная методологическая основа воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста // Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2017. № 3. С. 179-183.
- Алешкина М.Г., Стрельцова Е.В. Толерантность: вчера, сегодня, завтра // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5 (62). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 63-67.
- Артёменко Б.А., Быстрай Е.Б., Калашников Н.В. [и др.] Тьюторское сопровождение в экологическом образовании школьников // European Social Science Journal. 2016. № 8. С. 73-79.
- Боровкова Т.И. Технология тьюторского сопровождения как практика индивидуализации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 3. С. 9-11.
- Гладкая Е.С., Тюмасева З.И. Технологии тьюторского сопровождения. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. 92 с.
- Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова С.Ю. [и др.] Профессия «тьютор». М.; Тверь: СФК-офис, 2012. 246 с.
- Афанасьева Т.П. Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения // Профильная школа. 2007. № 2. С. 5-15.
- Ковалева Т.М. Тьютор - школе // Директор школы. 2011. № 8. С. 87-90.
- Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска // Тьюторство: идея и идеология: мат-лы 1-й межрегион. тьюторской конф. 29 февраля - 02 марта 1996 г., г. Томск, Российская Федерация / ред. И.Д. Проскуровская. Томск: ТГПУ, 1996. С. 15-30.
- Щедровицкий П.Г. Выступление на открытии конференции // Тьюторство: идея и идеология: мат-лы 1-й межрегион. тьюторской конф. 29 февраля - 02 марта 1996 г., г. Томск, Российская Федерация / ред. И.Д. Проскуровская. Томск: ТГПУ, 1996. С. 4-10.
- Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А. Роль проектной методики в процессе познавательного развития дошкольников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: сб. материалов VI междунар. науч.-практ. конф. 13-15 февраля 2017 г., Нижневартовск, Российская Федерация. Нижневартовск: НГУ, 2017. С. 33-36.
Дополнительные файлы
