Педагогическая практика как важнейший компонент методической подготовки студентов-биологов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье уделено внимание развитию тенденции практической направленности профессиональной подготовки студентов в педагогических вузах. Выявлено значение педагогической практики как наиболее эффективной формы методической подготовки будущего учителя биологии, способствующей формированию профессиональных компетенций на основе решения профессиональных задач в условиях реального образовательного процесса в школе. В статье представлены результаты исследования, свидетельствующие, что содержание педагогической (стажерской) практики, структурированное как совокупность учебно-профессиональных задач, соответствующих профессиональным задачам учителя, является фактором развития интереса студентов к профессиональной деятельности учителя биологии. При отборе содержания производственной (педагогической) практики должно учитываться, что студенты сталкиваются с проблемами, возникающими в условиях реального образовательного процесса, активно взаимодействуют со всеми участниками процесса, учатся мыслить критически, принимать ответственные решения. Отмечено, что недостаточная готовность современных студентов к решению профессиональных задач учителя биологии объясняется самими студентами рядом причин: отсутствием желания работать в школе в связи с низкой оплатой труда; нехваткой знаний и умений по биологии и методике обучения биологии; собственной недисциплинированностью и пробелами в знаниях; проблемами здоровья. Выявлено, что недостаточная готовность студентов к педагогической практике в школе обусловлена низким уровнем сформированности некоторых важных для работы учителя биологии методических умений.

Об авторах

Венера Пирмагомедовна Разаханова

Дагестанский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nots-not.dgpu@mail.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики преподавания

Россия, Махачкала

Список литературы

  1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  2. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Новые подходы к обучению биологии в общеобразовательной школе в условиях ФГОС: учебное пособие. СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. 299 с.
  3. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Серия «Педагогическое образование. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. 224 с.
  4. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход: монография. Мн.: РИВШ, 2009. 328 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 г. № 91 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/440305.pdf.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утв. приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373, от 17.12.2010 г. № 1897, от 17.05.2012 г. № 413) [Электронный ресурс] // Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. - https:// minobrnauki.gov.ru/ru/documents/docs/index.php.
  7. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н // Российская газета - Федеральный выпуск. № 6261 (285). 18.12.2013.
  8. Концепция поддержки педагогического образования [Электронный ресурс] // Поволжский образовательный портал. - https://vedu.ru/news-koncepciya- podderzhki-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya.
  9. Яркова Т.А. Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности студентов // Университетское образование современного педагога: сборник научных статей всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И.В. Гладкой, С.А. Писаревой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С. 104-107.
  10. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
  11. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий. 2012. 608 с.
  12. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / Н.В. Кузьмина, Е.А. Григорьева, В.А. Якунин и др.; под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
  13. Тряпицына А.П. Актуальные проблемы развития современной школы и обновления содержания подготовки будущих учителей // Университетское образование современного педагога: сборник научных статей всерос. науч.-практ. конф. 13 октября 2016 года / под ред. И.В. Гладкой, С.А. Писаревой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С. 215-219.
  14. Верещагина Н.О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области географического образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2012. 46 с.
  15. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 1999. 268 с.
  16. Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя: монография / О.П. Морозова, В.А. Сластенин, Ю.В. Сенько и др. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 546 с.
  17. Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 368 с.
  18. Шамигулова О.А. Готов ли современный учитель к оцениванию образовательных результатов в деятельностной парадигме? // Педагогические измерения. 2017. № 1. С. 45-50.
  19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  20. Земцова В.И. Система методической подготовки учителя: структура и содержание // Наука и школа. 2002. № 3. С. 2-7.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Разаханова В.П., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».