Методика изучения популяции в школьном курсе биологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается методика изучения популяции в школьном курсе биологии, исходя из особенностей организации процесса обучения в средней общеобразовательной и высшей школе. Понятие «популяция», введенное в биологию еще в начале XX века, не сразу вошло в школьный курс, хотя в настоящий момент оно используется при изучении как частных, так и общебиологических наук. Очевидна связь содержания понятия с генетикой, экологией и синтетической теории эволюции. На основании этого существуют разные трактовки понятия «популяция», взаимно дополняющие друг друга. В статье отмечается необходимость правильности приведения примеров популяций, которые должны подчеркивать состояние изоляции, длительность существования и возможность скрещивания между организмами в пределах популяции. Также отмечается значение использования схематического изображения популяции и ее примеров. Схематизация заключается в отражении двух основных вариантов распределения организмов в популяции и в обсуждении роли рассмотренных вариантов в поддержании существования популяции. Вместе с тем рассмотренная соподчиненность в популяции также важна в обеспечении эволюционного процесса. Формирование понятия «популяция» опирается на вводимый в курс школьной биологии закон Харди-Вайнберга, который до недавнего времени изучался только в вузовском курсе генетики. Но полноценное осознание популяции возможно только при рассмотрении этого закона, характеризующего генетическую структуру популяций. Предлагаемый подход опирается на эколого-эволюционный подход к изучению основных общебиологических понятий в школьном и вузовском курсе.

Об авторах

Юрий Геннадьевич Ламехов

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dobry_bobr@mail.ru

доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии и физиологии

Россия, Челябинск

Елена Анатольевна Ламехова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: dobry_bobr@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии

Челябинск

Список литературы

  1. Северцов А.С. Основы теории эволюции. М.: МГУ, 1987. 319 с.
  2. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Современные представления о видовом разнообразии на уроках ботаники // Инновационная наука. 2016. № 5-3 (17). С. 139-145.
  3. Уткина Т.В., Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. К вопросу о методике изучения биологического разнообразия в средней общеобразовательной школе // Инновационная наука. 2016. № 2-3. С. 203-208.
  4. Уткина Т.В., Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.А. Биологическое разнообразие Челябинской области: уч.-метод. пособие. Челябинск: ЧИППКРО, 2015. 319 с.
  5. Тюмасева З.И., Ламехов Ю.Г., Виноградов Н.Б. Современные проблемы происхождения человека - в биологическом образовании школьников. Челябинск: ИУУ, 1992. 95 с.
  6. Тюмасева З.И., Ламехов Ю.Г. Вопросы антропологии в биологическом образовании школьников. Челябинск: ИУУ, 1988. 50 с.
  7. Ламехов Ю.Г. Формирование понятия «популяция» в курсе «Общая биология» // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2 / отв. ред. А.В. Усова. Челябинск: Изд-во Факел, 1995. С. 13-14.
  8. Ламехов Ю.Г. Междисциплинарный подход при изучении теории эволюции в средней и высшей школе // Междисциплинарный подход при изучении теории эволюции в средней и высшей школе // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 146-149.
  9. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Методика проведения лабораторных занятий по теории эволюции при изучении общей биологии в средней школе // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: мат-лы всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Пасечник. М.: МГОУ, 2017. С. 85-87.
  10. Яблоков А.В. Популяционная биология. М.: Высшая школа, 1987. 303 с.
  11. Яблоков А.В. Эволюционное учение. М.: Высшая школа, 1998. 335 с.
  12. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М.: Просвещение, 1985. 271 с.
  13. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. М.: Наука, 1996. 256 с.
  14. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М.: Мир, 1974. 460 с.
  15. Ламехов Ю.Г., Чухарева И.П. Особенности видового состава и распределения птиц на озере Курлады // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2001. № 4. С. 163.
  16. Ламехов Ю.Г. Пространственно-временная структура колоний птиц и биологические аспекты раннего онтогенеза: автореф. … д-ра биол. наук. Казань, 2010. 59 с.
  17. Ламехов Ю.Г. Последовательность формирования пространственно-временной структуры поливидовых и моновидовых колоний птиц // Вестник ЧГПУ. 2013. № 7. С. 259-266.
  18. Ламехова Е.А. Формирование понятия «адаптация» у будущих учителей при изучении растений и растительности // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Д.З. Шибкова. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2016. С. 440-443.
  19. Ламехов Ю.Г. Значение лабораторных занятий по теории эволюции для профессиональной подготовки будущих учителей биологии // Проблемы и перспективы развития методики обучения биологии в период перехода педагогического образования на многоуровневую подготовку: мат-лы IV всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Латюшин. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. С. 46-48.
  20. Лисеев И.К. Новые методологические ориентации в современной философии биологии // Методология биологии: новые идеи / отв. ред. О.Е. Баксанский. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 21-32.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».