Методика изучения популяции в школьном курсе биологии
- Авторы: Ламехов Ю.Г.1, Ламехова Е.А.1
-
Учреждения:
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 8, № 1 (2019)
- Страницы: 265-271
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/21621
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201981309
- ID: 21621
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается методика изучения популяции в школьном курсе биологии, исходя из особенностей организации процесса обучения в средней общеобразовательной и высшей школе. Понятие «популяция», введенное в биологию еще в начале XX века, не сразу вошло в школьный курс, хотя в настоящий момент оно используется при изучении как частных, так и общебиологических наук. Очевидна связь содержания понятия с генетикой, экологией и синтетической теории эволюции. На основании этого существуют разные трактовки понятия «популяция», взаимно дополняющие друг друга. В статье отмечается необходимость правильности приведения примеров популяций, которые должны подчеркивать состояние изоляции, длительность существования и возможность скрещивания между организмами в пределах популяции. Также отмечается значение использования схематического изображения популяции и ее примеров. Схематизация заключается в отражении двух основных вариантов распределения организмов в популяции и в обсуждении роли рассмотренных вариантов в поддержании существования популяции. Вместе с тем рассмотренная соподчиненность в популяции также важна в обеспечении эволюционного процесса. Формирование понятия «популяция» опирается на вводимый в курс школьной биологии закон Харди-Вайнберга, который до недавнего времени изучался только в вузовском курсе генетики. Но полноценное осознание популяции возможно только при рассмотрении этого закона, характеризующего генетическую структуру популяций. Предлагаемый подход опирается на эколого-эволюционный подход к изучению основных общебиологических понятий в школьном и вузовском курсе.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Юрий Геннадьевич Ламехов
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dobry_bobr@mail.ru
доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскЕлена Анатольевна Ламехова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: dobry_bobr@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии
ЧелябинскСписок литературы
- Северцов А.С. Основы теории эволюции. М.: МГУ, 1987. 319 с.
- Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Современные представления о видовом разнообразии на уроках ботаники // Инновационная наука. 2016. № 5-3 (17). С. 139-145.
- Уткина Т.В., Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. К вопросу о методике изучения биологического разнообразия в средней общеобразовательной школе // Инновационная наука. 2016. № 2-3. С. 203-208.
- Уткина Т.В., Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.А. Биологическое разнообразие Челябинской области: уч.-метод. пособие. Челябинск: ЧИППКРО, 2015. 319 с.
- Тюмасева З.И., Ламехов Ю.Г., Виноградов Н.Б. Современные проблемы происхождения человека - в биологическом образовании школьников. Челябинск: ИУУ, 1992. 95 с.
- Тюмасева З.И., Ламехов Ю.Г. Вопросы антропологии в биологическом образовании школьников. Челябинск: ИУУ, 1988. 50 с.
- Ламехов Ю.Г. Формирование понятия «популяция» в курсе «Общая биология» // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2 / отв. ред. А.В. Усова. Челябинск: Изд-во Факел, 1995. С. 13-14.
- Ламехов Ю.Г. Междисциплинарный подход при изучении теории эволюции в средней и высшей школе // Междисциплинарный подход при изучении теории эволюции в средней и высшей школе // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 146-149.
- Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Методика проведения лабораторных занятий по теории эволюции при изучении общей биологии в средней школе // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: мат-лы всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Пасечник. М.: МГОУ, 2017. С. 85-87.
- Яблоков А.В. Популяционная биология. М.: Высшая школа, 1987. 303 с.
- Яблоков А.В. Эволюционное учение. М.: Высшая школа, 1998. 335 с.
- Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М.: Просвещение, 1985. 271 с.
- Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. М.: Наука, 1996. 256 с.
- Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М.: Мир, 1974. 460 с.
- Ламехов Ю.Г., Чухарева И.П. Особенности видового состава и распределения птиц на озере Курлады // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2001. № 4. С. 163.
- Ламехов Ю.Г. Пространственно-временная структура колоний птиц и биологические аспекты раннего онтогенеза: автореф. … д-ра биол. наук. Казань, 2010. 59 с.
- Ламехов Ю.Г. Последовательность формирования пространственно-временной структуры поливидовых и моновидовых колоний птиц // Вестник ЧГПУ. 2013. № 7. С. 259-266.
- Ламехова Е.А. Формирование понятия «адаптация» у будущих учителей при изучении растений и растительности // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Д.З. Шибкова. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2016. С. 440-443.
- Ламехов Ю.Г. Значение лабораторных занятий по теории эволюции для профессиональной подготовки будущих учителей биологии // Проблемы и перспективы развития методики обучения биологии в период перехода педагогического образования на многоуровневую подготовку: мат-лы IV всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Латюшин. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. С. 46-48.
- Лисеев И.К. Новые методологические ориентации в современной философии биологии // Методология биологии: новые идеи / отв. ред. О.Е. Баксанский. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 21-32.
Дополнительные файлы
